К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Год единорога: почему Uber, Snap и Airbnb стоят десятки миллиардов

Фото REUTERS / Anindito Mukherjee
Фото REUTERS / Anindito Mukherjee
Стоит ли покупать акции известных компаний

Стартапы регулярно привлекают деньги, исходя из невероятных многомиллиардных оценок. Многим непонятно, почему компании, не генерирующие прибыль, могут стоить дороже крупнейших российских и мировых лидеров, акции которых давно котируются на бирже. Кроме того, эти «единороги» (компании с оценкой более $1 млрд) не торопятся выходить на биржу, раскрывать о себе полноценную информацию, а только все привлекают новые и новые деньги по заоблачным оценкам. Инвесторы на них не давят, но в следующем году сразу три крупных единорога собрались на биржу. Это Uber,  Airbnb и Snapchat. Оправдана ли оценка и имеет ли смысл покупать их акции?

Самый дорогой из этих проектов — Uber. Сервис, позволяющий удобно и быстро вызвать такси, оценен в $65 млрд.  На сегодняшний день это самый дорогой «единорог» в мире.  Несмотря на то, что Uber несет убытки в размере $3 млрд в год, компания обожаема многими крупными инвесторами, которые инвестировали в нее $15 млрд. Среди инвесторов в Uber есть и  Алишер Усманов, который вложился в компанию в начале 2016 года. Выручка  Uber обещает вырасти в этом году с $2 до $5,5  млрд. Рост гигантский, особенно учитывая размеры компании. Но тем не менее, компания будет тратить существенно больше, чем зарабатывает.  От Uber ждут, что они еще больше потеснят традиционное такси, появятся в новых странах,  со временем заменят машины на беспилотные и маржа существенно вырастет. Вдобавок компания пытается закрепиться на рынке курьерской доставки и строят планы по запуску авиатакси.

Почему инвесторов не смущают, что амбициозные планы могут не реализоваться? Причины в темпах роста, потенциальной огромной маржинальности и ощущение того, что Uber сможет получить господство на мировом рынке такси и станет монополией. Омрачается это только растущей конкуренцией, судебными исками и запретами на использование несертифицированного такси в некоторых странах и городах. Но инвесторы продолжают верить. Судите сами — компания продаст услуг в этом году больше, чем на $25 млрд, ее прямой доход только $5,5 млрд. Основной доход получают водители, и если избавиться от них с помощью беспилотного авто, то выручка огромна, а с конкурентами будет справится гораздо легче. Разговоры про IPO Uber ведутся давно и планы постоянно меняются. Компания уже было собралась на IPO, но затем привлекла новые деньги от арабских инвесторов и вдобавок продали долю в китайском Uber. IPO стало не нужно. Компания много инвестирует  в новые технологии и в экспансию, так что не удивлюсь, если мы увидим размещение акций уже в конце следующего года. Если у вас есть вера в беспилотное такси, то можно купить их акции. Стоимость компании может достигнуть сотен миллиардов, если, конечно, они не столкнутся с законодательными ограничениями.

 

Еще одним популярным сервисом у россиян является сервис для бронирования квартир Airbnb. Компани я также как и Uber планирует выйти на биржу. За все время компания «подняла» $4 млрд у инвесторов. Среди них —  фонд Andreessen Horowitz, медиахолдинг Axel Springer и актер Эштон Катчер. Компания запустилась в 2008 году и вот в следующем году собирается на IPO. Для этого ей понадобилось целых 9 лет. Полтора года назад компания привлекала инвестиции по капитализации $25,5 млрд, а теперь по оценке $30 млрд. Новые инвесторы не так уж много заработают. Большинство из них расчитывают на на рост после IPO, также как это было после размещения Facebook.

Если спрос превысит предложение, то не факт, что удастся купить их акции, а цена легко может улететь процентов на 30-70%. Многие фонды для того и покупают перспективные компании за год-два перед IPO, потому что иначе в них тяжело будет войти по привлекательной цене. На размещениях компаний чаще выходят из компании более старые инвесторы.

 

Про выручку Airbnb в 2015 говорили, что она составляет $1 млрд. В этом году  ожидается $1,7 млрд. Как видим темпы роста по прежнему фантастические и именно поэтому оценка в 17 выручек не кажется огромной. У Facebook такой же мультипликатор 14. Airbnb опережает конкурентов на тревел направлении.  Такие сервисы  как Booking.com, Expedia, Hotels.com, Hotline, Orbitz and Priceline показывали только 19% рост на середину года. Несравнимо.

Вдобавок Airbnb еще и планируют отнять часть рынка у этих компаний и до IPO запустить услуги для путешественников по перелетам. Сейчас через компанию арендуется 2,3 миллиона объектов недвижимости. А если сравнивать с отелями и переводить в комнаты, то статистика окажется еще интереснее. В США за год было введен в эксплуатацию отельный фонд на 139 000 номеров, а Airbnb добавил к нему еще 229 000 комнат. И хотя понятно почему ему это удается легче, но тем не менее сервис выглядит очень привлекательным. В Северной Америке путешественник, используя  Airbnb, экономит на аренде гостинице 26% . Я даже планирую прикупить их акций.

Третьим «единорогом» должен стать не очень популярный в России Snapchat. Это мессенджер в котором сообщения пропадают после прочтения. В Snapchat имеет много интересных функций — возможность наложить маску на фотографию или видел (например, щенка). Snapchat. очень удобен для создания и пересылки фото, анимации и работы с короткими видеороликами. Его основная аудитория – молодежь.  Snapchat более 150 миллионов постоянных пользователей в день. Несмотря на то, что Snapchat всего четыре года, среди инвесторов много громких имен — Sequoia Capital, Spark Capital, DST Global Юрия Мильнера и Alibaba Group.

 

Выручка компании растет взрывными темпами с $50 млн в прошлом году до $350 млн в этом году. В планах нарастить ее втрое в 2017 году. Для сравнения у Fасebook выручка растет на 60% в год, хотя и на других объемах (что безусловно тяжелее). Перед размещением Snapchat переименовался в Snap и планирует выйти на IPO  в марте следующего года с оценкой от $20 до $25 млрд.   Xуть дорого по текущим показателям, но учитывая рост выручки через год цена скорее всего покажется низкой.

Если продолжить сравнивать Snap с Facebook, то компания Марка Цукерберга вышла на IPO в 2012 году и получил оценку $81 млрд, а сейчас ее стоимость $343 млрд. Отличный показатель роста —  в четыре раза за четыре года. Snap вряд ли догонит по капитализации Facebook, но может вырасти в четыре раза может достаточно легко. В последние годы проекты в интернет растут за счет молодежи, а она в основном приходит не в Facebook, а в новые подходящие ей продукты. Одним из лидеров и является Snapchat. У Facebook и Snap есть еще одна объединяющая история.  Цукерберг пытался купить мессенджер в 2012 году предлагая $3 млрд  за компанию, но получил отказ. Позже инвесторы оценили компанию более, чем в $18 млрд.

Несмотря на отказ, не удивлюсь, если компания станет объектом поглощения даже после выхода на биржу. И тогда за нее, возможно, придется отдать большую долю самого Fасebook. Ее акций я бы тоже прикупил. Летом этого года аудитория Snapchat стала больше, чем у Twitter (выручка которого — $2,5 млрд). Если Snap сумеют монетизировать аудиторию, то сможет иметь как минимум такую же выручку, а значит, цена существенно вырастет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+