Выручка: 534,6 млрд руб. (МСФО)
Штаб-квартира: Москва
Гендиректор: СтефанДюшарм
Численность персонала: 102 100
EBITDA: 38,4 млрд руб.
Чистый долг: 103 млрд руб.
Капитализация: $5,6 млрд (LSE)
Специализация: продажа продуктов питания
В конце 2013 года Стефан Дюшарм, CEO X5 Retail Group, лично помогал сотрудникам в торговом зале справиться с предпраздничным авралом.
В рамках разработанной при нем программы «X5-ница» сотрудники центрального офиса, включая топ-менеджеров, должны были как минимум день провести в магазине. Опыт признан успешным, и в ноябре-декабре 2014-го компания планирует повторить акцию.
Дюшарм официально занял пост CEO в апреле 2013 года (обязанности исполнял с лета 2012-го). Француз, прекрасно говорящий по-русски, был в курсе всех проблем компании, ведь еще в 2008 году он по приглашению Михаила Фридмана вошел в наблюдательный совет X5 Retail Group. Бывший финансист хорошо знаком с историей развития российской розницы — в 1996 году, когда ЕБРР выдавал кредит «Перекрестку», Дюшарм был заместителем главы московского представительства банка.
Возглавив компанию, Дюшарм начал кардинальную перестройку бизнеса. Новая модель предполагает большую самостоятельность каждого из форматов — они сильно разичаются по ассортименту, логистике, требованиям к персоналу. Гендиректором самого популярного формата «Пятерочка», который обеспечивает 65,4% чистой розничной выручки компании, в мае 2013 года стала Ольга Наумова, до этого руководившая нефтесервисной компанией «Римера». Развитием формата «супермаркет» с августа 2013 занимается Януш Лелля, ранее работавший в Castorama и «М.Видео».
У магазинов разных форматов появились собственные цепочки поставок, отдельные распределительные центры. В «Пятерочке» внедрена система автозаказов SAP, чтобы даже в пиковые часы полки не становились пустыми, началась реконструкция старых магазинов, стал меняться ассортимент — еженедельно вводится 50 новых позиций. В итоге количество посетителей за год выросло на 7,2%.
В «Перекрестках» стали появляться «магазины в магазине» — например, проект «Новый океан» — около 150 кв. м, где посетителям предлагают 600 наименований живой и замороженной рыбы, морепродуктов, консервов и деликатесов. За год открылось 12 таких зон.
Преобразования затронули и гипермаркеты «Карусель» — больше внимания стали уделять маркетингу, запустили карту лояльности «Икра» (средний чек ее обладателей вдвое выше среднестатистического, частота посещений — на 15%).
Затеянные Дюшармом реформы дали результат. Рост выручки в 2013 году составил 8,8% (в основном, правда, за счет 742 новых магазинов, в старых торговых точках прирост продаж составил 0,7%), валовая маржа достигла наибольшего за последние пять лет значения — 24,4%.