Менеджеры уезжают из России. По данным крупнейших хедхантинговых компаний, в последние месяцы усилился отток российских управленцев за рубеж. Причем речь не только о талантах из среднего звена, но и о людях уровня СЕО и CFO — например, Cornerstone сообщило Forbes о повысившемся спросе со стороны транснациональных корпораций, которые хотят закрыть позиции в европейских офисах. Президент рекрутингового портала SuperJob.ru Алексей Захаров отмечает, что сами объекты охоты тоже выказывают желание быть пойманными — с 2009 года количество посетителей раздела «Работа за рубежом» на его сайте стабильно растет.
В чем дело? Конечно, кризис приблизил доходы российских менеджеров, раздутые в тучные годы, к европейскому уровню и умерил карьерные амбиции, но экономики почти всех развитых стран точно так же переживают тяжелые времена, и зарплаты там не растут. Forbes поговорил с бизнес-эмигрантами и их нанимателями и выяснил, почему наши соотечественники все больше интересуются работой за границей. А также какими компетенциями надо обладать, чтобы переместиться на Запад.
IT-менеджера переманил мюнхенский офис Microsoft
Экономист-востоковед Андрей Капранов начал трудиться в IT-отрасли еще в начале 1990-х. В управляющее звено он перешел 10 лет назад, успев поработать в Robertson & Blums и IBS. Его опыт оценила Microsoft и пригласила на работу в российский офис корпорации, поручив развивать направление консалтинга по бизнес-приложениям. За полтора года его работы направление стало самым успешным в Европе. Microsoft решила распространить опыт, накопленный в России, и на другие страны.
Начинавшийся финансовый кризис только сыграл на руку — корпорация знала, что Капранов привык работать в экстремальных условиях. Он получил предложение стать руководителем практики консалтинга по бизнес-приложениям в штаб-квартире Microsoft в Центральной и Восточной Европе. Экспату поставили задачу внедрить обкатанную в России модель продаж, укомплектовать и обучить местные команды, наладить взаимодействие между подразделениями и эффективные отношения с партнерами на проектах. «Поставленные цели были достаточно амбициозными и интересными», — объясняет Капранов.
Отправляясь в Мюнхен, он волновался, что в более крупной структуре у него могут возникнуть трудности с реализацией поставленных задач — в первую очередь из-за забюрократизированности процесса принятия решений. «На деле все оказалось иначе. Если ты отвечаешь за определенный сектор бизнеса, тебе предоставляется карт-бланш на его развитие», — говорит Капранов. Возглавляемое им подразделение растет, сделаны несколько десятков крупных проектов в разных странах. Очень важным Капранов считает то, что он «кардинально расширил свой кругозор в части управления бизнесом и систематизировал имеющиеся знания». Он уверяет, что отправился за рубеж исключительно по профессиональным причинам.
Директор по маркетингу перебрался в Прагу
А вот Владимир Николаев сам проявил инициативу, чтобы уехать из Москвы. Возвращаться в Россию он не планирует, живет и работает в Праге.
С 1994 года Николаев занимал различные позиции в маркетинговых подразделениях ряда ритейловых компаний («Галактика», БИС, «ДИАЛ Электроникс»). В начале 2000-х он уже работал в московском офисе ASBIS — одного из крупнейших дистрибьюторов компьютерных компонентов в Европе, Африке и на Ближнем Востоке — на позиции marketing coordinator. Прошло несколько лет, и опыт помог Николаеву вырасти — его назначили marketing supervisor по этим регионам. Он сам стремился на эту должность. «Мне это было нужно как в плане роста внутри компании, так и в плане больших возможностей в будущем: я хотел интернационального опыта в резюме», — рассказывает Николаев.
Вскоре такая возможность появилась. Николаева переманила компания Prestigio, производитель ноутбуков и LCD-мониторов. Он стал управляющим директором по Центральной и Восточной Европе и с тех пор окончательно пустил корни в Праге. В 2008 году, в разгар кризиса, Николаев получил несколько предложений — в том числе из России. Поразмыслив, он перешел в американскую компанию Bel Stewart (один из крупнейших мировых производителей электронных комплектующих) на позицию регионального директора по сбыту в Восточной Европе. В тот момент Bel Stewart только пришла в регион, и Николаеву пришлось с нуля выстраивать каналы продаж. Он подписал дистрибьюторские контракты с компаниями в 13 странах, нашел новых клиентов.
Николаев не скрывает, что русскому в Чехии — впрочем, как и в любой другой восточноевропейской стране — работать на международную компанию непросто. «Ты постоянно стоишь в «бойцовой стойке», доказывая работодателю, что ты лучше не только любого «местного», но и экспата из Англии или Америки. При прочих равных они всегда «свои», а ты «чужой», — говорит Николаев. Причем кризис ничего не изменил — стоимость управленца из России и той же Англии почти одинакова. Но если европейцам достаточно владеть одним или двумя языками, то русский менеджер должен свободно владеть тремя. Образование европейца может ограничиваться степенью магистра, а у русского должен быть МВА.
Конкурентная среда мотивирует к постоянной учебе и развитию, и Николаеву это нравится. Кроме того, в Праге ему жить комфортнее, чем в Москве. «Меня привлекают уровень и безопасность жизни, чешский климат, расположение в центре Европы», — охотно перечисляет Николаев бонусы, за которыми ехал в Евросоюз.
Зачем нанимают русских управленцев
Опрошенные Forbes эмигранты и хедхантеры едины в одном — за границу едут прежде всего за уникальным опытом, который не получить в России из-за того, что в кризис многие проекты притормозились и выбирать особо не из чего. Зарубежные работодатели пользуются этим и завлекают русских не зарплатами или высокими должностями, а скорее перспективой заявить о себе на глобальном рынке и заодно пожить в стране с высоким уровнем жизни, хорошими возможностями для образования детей и другими бонусами вроде шаговой доступности горнолыжных курортов или моря.
«Инвестиционные банки в России редко делают сделки на десятки и сотни миллионов долларов. Между тем возможность поучаствовать в подготовке такой сделки очень привлекательна для профессионала-финансиста», — приводит пример Виктория Филиппова, руководитель департамента «Финансы и аудит» компании Cornerstone. К тому же работа за границей означает повышение собственной капитализации. По возвращении в Россию «зарубежная» строка в резюме конвертируется в ускоренный должностной рост, а зарплата, по оценке генерального директора Penny Lane Personnel Татьяны Доляковой, повышается на 20-30%.
Если иностранцы едут в Россию по большей части в активно растущие компании, то российских менеджеров зовут на другие задачи. «Это не стартапы, а поддержка взаимодействия с российским бизнесом», — поясняет Татьяна Долякова. В этом заинтересованы крупные международные компании, которые входят в топ–10 на своих рынках. Наиболее активно нанимает на работу за границей российских топ–менеджеров финансовый сектор. Например, всплеск спроса у Penny Lane Personnel в последние месяцы вызван поиском менеджеров для работы в Европе и Америке — нужны руководители направлений private banking, аналитики, трейдеры по деривативам, сейлзы по направлению wealth management. Их приглашают работать в мировые финансовые центры — как правило, в Лондон или Нью–Йорк.
Характерно, что практически никто не едет за рубеж с мотивацией заработать. Татьяна Долякова отмечает, что все российские менеджеры уровня директора крупного подразделения хорошо зарабатывают в России, а потому в ее практике не было ни одного случая, когда бы эти люди обращались с просьбой «продай меня за границу». Все проекты по их трудоустройству в другие страны — чисто хедхантинговые.
Какими компетенциями должен обладать потенциальный «эмигрант»
Итак, какими компетенциями, умениями, опытом и образованием надо обладать, чтобы получить топ-должность в перспективной компании в развитой стране?
По мнению Виктории Филипповой из Cornerstone, россиян по-прежнему ценят за активность, амбициозность, готовность к ненормированному графику. «Ради цели русские выкладываются по максимуму» — этот стереотип по-прежнему в силе. От российского менеджера ждут, что он не будет бояться ответственности, проявит готовность к единоличному принятию решений. «На Западе ответственность размыта, решения принимаются в большем количестве инстанций и гораздо медленнее. Даже если вы сравните обычную деловую переписку в российском банке и в западном, то увидите, что в последнем в копии будет стоять много адресов», — поясняет Филиппова. Иностранные клиенты Cornerstone также отмечают, что русские смотрят шире, более открыты, готовы к переменам и переездам.
Чего сильно не любят в русских менеджерах — и эта нелюбовь усилилась в кризис, — так это их нетерпеливость, стремление получить все и сразу. Русские привыкли к стремительным карьерам, тогда как западные компании (особенно банки) предпочитают постепенный рост. Большинство российских CFO, к примеру, это молодые люди лет 35. Западным CFO, как правило, за 45.
Как отмечает президент SuperJob.ru Алексей Захаров, главный критерий для приглашения топа в зарубежную компанию — его профессионализм, опыт работы на руководящей позиции. Также важен успешный опыт управления по профилю компании-работодателя — как минимум 5 лет. Кроме опыта, у соискателя должен быть fluent English или свободное владение иным рабочим языком компании. Плюсом является бизнес-образование, полученное за рубежом.
Если вы не доросли до уровня начальника департамента, это не значит, что у вас нет шансов уехать. Вы можете устроиться в компанию, которая имеет офисы в разных странах и приветствует «перекрестное опыление» менеджерами. Например, в банке «Сосьете Женераль Восток» есть программа международной мобильности персонала. Ее участниками могут стать сотрудники уровня стратегического менеджера или даже ниже, но имеющие потенциал для дальнейшего развития. Легче всего под программу ротации попасть узкому специалисту, к примеру аудитору или финансовому аналитику.
И еще одна тонкость. Если вы хотите быть интересны зарубежным работодателям, вам могут помочь яркие выступления на международных конференциях и других деловых мероприятиях. А также публикации в профильной иностранной прессе и знакомства с зарубежными коллегами — в том числе поддерживаемые через социальные сети. Самая распространенная из них — LinkedIn. В ней можно не только вывесить резюме, но и прорекламировать себя, опубликовав привлекательные рекомендации коллег и работодателей. Грамотный самопиар может сыграть решающую роль при выборе из нескольких претендентов.