К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Не бойтесь увольняться!

Не бойтесь увольняться!
Урок сотрудникам «АвтоВАЗа»: как сокращенные работники Ижевского автозавода ушли в бизнес

Что делать с рабочими «АвтоВАЗа», которых компания хочет уволить, не обсуждает только ленивый. Миноритарный акционер, группа СОК, предлагает оставить всех, включая «высококвалифицированных пенсионеров». Консалтинговая компания Strategy Partners уверяет, что тысячи рабочих пригодятся в Калужской области, где собирает автомобили Volkswagen, а скоро открывают свои производства Peugeot и Mitsubishi. Сами рабочие, похоже, находятся в прострации.

Между тем, у тольяттинцев есть пример для подражания — в 2005 году «Иж-Авто», переживавший падение спроса на автомобили «Иж», сократил 6000 человек (половину всех работников). Ижевский автозавод ждал волнений, но уволенные не стали бунтовать. Самые активные из них переквалифицировались в коммерсанты. Forbes нашел бывших работников «Иж-Авто», начавших свой бизнес, и попросил их поделиться опытом с коллегами из Тольятти.

Альберт Санников работал инженером по планированию производства на заводе «Иж-Авто». То, против чего митинговали в октябре рабочие и инженеры «АвтоВАЗа», Санников пережил четыре года назад. Его уволили в 2005-м. Теперь он даже не может объяснить, почему тогда в Ижевске никто не вышел протестовать. «У нас боятся всех этих митингов, даже если тебя увольняют и терять нечего», — вздыхает Санников.

 

Оставшись без работы, вместе с братом, которого тоже сократили, он зарегистрировал  фирму «Бик-строй». Взял в банке кредит 50 000 рублей и начал торговать стройматериалами. Сфокусировался на природном камне (Cанников обижается, когда говорят «тротуарная плитка», — не плитка, именно камень, настоящий) и речной гальке.

Как говорит Санников, он даже не отдавал себе отчета в том, что переживает превращение из наемного работника в бизнесмена. Страха, что не получится, тоже не было. Была проблема: чтобы содержать семьи, нужны деньги. И они с братом эту проблему решали. Сначала арендовали склад, сами возили туда добытый камень. Потом наняли рабочих, а сами занялись сбытом. Дали объявление в бесплатную газету, повесили табличку с телефоном на столбе у строительного рынка, ездили по дачным и коттеджным поселкам, предлагая свои отделочные материалы. В планах — открыть небольшой магазин.

 

«Без завода я бы и камнем не смог заниматься, — говорит бизнесмен. — Завод мне дал сильный толчок. Например, приучил не опаздывать на работу». Оставшимся на «Иж-Авто» бывший инженер искренне сочувствует и признается, что может и сам бы вернулся, но пока не верит в конкурентоспособность российского автопрома. «Кто любит себя, кто уважает, тот уходит сам», — резюмирует Санников.

Инженер-энергетик «Иж-Авто» Андрей Киселёв никого ни в чем не обвиняет. Оставшись без работы, он переехал в деревню к родителям жены и занялся пчеловодством. «Когда производство [на заводе] упало, я не захотел сидеть и ждать, оставаться на месте, — говорит 32-летний Киселёв. — На заводе у меня осталось много знакомых. Не могу сказать, что я им завидовал». Жена, которая была инициатором переезда, вначале помогала в поисках покупателей, но потом Андрей понял, что справляется и сам. Путешествуя по медовым ярмаркам окрестных регионов (и не только окрестных — раз в год бывает в Москве) на собственной «ГАЗели», Киселёв внимательно следит за пульсом жизни. Бывшему энергетику есть что улучшать — медовым бизнесом он пока не очень доволен.

Пасека у Киселёва небольшая, в год дает 3 т меда на 0,5 млн рублей. Жизнь в деревне почти бесплатная, но это не повод чувствовать себя успешным. Поэтому энергетик-пчеловод строит новые улья, чтобы увеличить поставки своего продукта на точки, торгующие медом в крупных городах. «Когда въезжаешь в Москву, надо угощать гаишников, я для них отдельную пластиковую бутылку с собой беру, — рассказывает Киселёв об особенностях фермерского бизнеса. — А проситься обратно на завод не пойду. Когда сам по себе — легче».

 

Директор фирмы «Новые технологии и техника» 50-летний Сергей Феденёв уволился с автозавода в 2005 году, не дожидаясь массовых сокращений. У знакомых разрастался бизнес, связанный с укладкой кровли на промышленных объектах. Феденёв взвесил «за» и «против», вспомнил опыт, приобретенный во время службы в стройбате, и согласился. Так же, как Санников и Киселёв, он рад, что решился уйти в бизнес. «Делай все сам, и Бог тебе поможет», — говорит Феденёв.

Оптимизм Феденёва тем удивительнее, что кризис пошатнул «Новые технологии и технику». Работники монтируют кровлю на строящемся нефтехимическом заводе в Нижнекамске, но хозяин предприятия («Татнефть») под разными предлогами тянет с расчетом. Работы до сих пор не оплачены, однако Феденёв надеется на лучшее. «На себя работать приятно, — признается кровельщик. — Но, конечно, приятнее, когда и на себя, и на государство». Его фирма выполняет сразу несколько заказов и потому остается на плаву. Тех, кто до сих пор работает на автозаводе, Феденёву ничуть не жаль. «Езжу по стране и вижу, что людей везде не хватает — тех, которые хотят и могут работать, — констатирует бизнесмен. — Поэтому те, кто до сих пор цепляется за завод, сами виноваты».

Автор - журналист ИД «Коммерсант»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+