В том, что Юрий, корпоративный юрист, остался без семьи и прежней работы, виноват финансовый кризис, хотя у его бывшей жены, наверное, иное мнение. Раньше в фирме, где работал Юрий, никаких корпоративов никогда не было. Но после того как сократили зарплату и народ стал ходить недовольный, начальство на Новый год решило устроить праздник в боулинге. Юрию 43, он ухоженный и скромный мужчина. Ходит в спортзал. Лысеет. Преданный муж, 15 лет в браке. «Народ как с цепи сорвался, — вспоминает он теперь, — первый корпоратив за столько лет. Выпили лишнего, а утром я проснулся в кровати у Юли, нашего финансового консультанта. На телефоне — 20 пропущенных звонков от жены».
Итог: жена ушла, с Юлей он через месяц расстался, на работе все всё узнали, пришлось уволиться. С февраля работает в небольшой консалтинговой фирме, а там платят на 20% меньше. Теперь Юрий ходит к психологу.
Офисные романы не редкость и не обязательно заканчиваются, как у Юрия. По разным оценкам, от 20 до 30% супружеских пар знакомятся на работе. Но кризис добавил этой романтической идиллии драматизма. Люди тут и там пишут заявления об уходе, а психологи подсчитывают доходы от новых клиентов.
«Во-первых, — говорит психотерапевт Марк Сандомирский, — эмоции позволяли снять стресс, в котором жила вся страна. Во-вторых, кризис проверил на прочность семейные отношения, и многие проверки не выдержали». Механизм несложный: муж теряет в зарплате, жена начинает его пилить, он ищет утешения — разумеется, в офисе, там ведь понимают, что происходит. Или наоборот — жена теряет в зарплате. Дома ссоры и напряжение. А тут еще работа допоздна и корпоративы.
Алексей, 33-летний дизайнер, женился три года назад, но, похоже, не очень удачно. И после того как его сократили в октябре 2008 года, он старался раньше полуночи домой не приходить: ждал, пока супруга уснет. Потом он и вовсе от жены ушел, устроился на новую работу и там, в молодом женском коллективе, почувствовал себя человеком. Сначала был роман с секретаршей. Потом с выпускающим редактором. Он бы даже, возможно, снова женился, если бы не привык заниматься сексом в переговорной комнате. Однажды поздно вечером дверь открыла уборщица. Алексей вспоминает ее слова: «Ой, мама!» По издательству поползли слухи, и дизайнер поспешил уйти сам, пока они не дошли до руководства. Теперь сидит без постоянной работы.
32-летней москвичке Ларисе больше повезло, чем корпоративному юристу Юрию: ее муж ничего не узнал. Лариса — маленькая полная женщина, женственная, веселая, душа компании. Недостатка в мужском внимании у нее не было никогда. Месяц назад ей пришлось уйти из престижной строительной компании, где она пять лет проработала начальником отдела дизайна. По строителям кризис ударил сразу и очень сильно, но Ларису, ценную сотрудницу, не уволили — зато ее отдел сократился с десяти человек до трех. Этим троим все чаще приходилось торчать на работе допоздна. «Был теплый майский вечер, а мы с моим подчиненным Алексеем такие голодные и уставшие», — рассказывает Лариса. Решили зайти в кафе. Через несколько недель Лариса поехала к нему ночевать: муж — геолог и часто торчит в экспедициях.
Роман шел хорошо, но тут кризис кончился, штат в компании снова расширили, Алексей переключился на другую сотрудницу, над Ларисой на работе стали подшучивать: сослуживцы всегда все знают, — она не выдержала и уволилась.
У офисных историй есть и экономические мотивы — и с кризисом, разумеется, они стали более существенными. Люди боятся потерять работу. «Страх перед будущим — одна из самых распространенных человеческих фобий, — поясняет Сергей Мадер, корпоративный психолог. — В кризисные времена он усиливается, и люди чаще совершают необдуманные поступки». А потом, бывает, жалеют.
Когда 28-летняя Ирина Зайцева устраивалась в крупную торговую компанию менеджером по привлечению клиентов, она сразу поняла, что понравилась начальнику. Он ухаживал, она отшучивалась, а успехи в работе у нее были так себе: клиенты шли неохотно. С кризисом она стала первым кандидатом на увольнение. Что ей оставалось делать? «Я приехала в Москву из Липецка четыре года назад, — объясняет она, — сбережений сделать не удалось, а квартиру снимать надо». Теперь жалеет о неудачном романе: работу уже пришлось поменять и как бы не пришлось переезжать на другую квартиру — бывший босс не только заваливает ее непристойными эсэмэсками, но и торчит часами у ее дома.
Руководству небольшой фармацевтической компании этой зимой пришлось расстаться сразу с несколькими ценными сотрудницами, после того как в фирме появился новый руководитель отдела закупок Павел, 30-летний красивый и веселый блондин. Осенью случился скандал: выяснилось, что Павел встречается одновременно с тремя девушками и каждой пообещал жениться. Выяснилось случайно: одна сотрудница выплеснула на другую чашку чая, завязалась потасовка, добрались и до Павла. Потом оказалось, что Павел вообще женат. Девушки все уволились. «Для него флирт с сотрудницами просто хобби, — говорит сотрудница компании Ольга Северянинова. — Мы потеряли ценных специалистов, а с Павла как с гуся вода. Руководство не вмешивалось».
Обычно работодатели не любят, когда сотрудники крутят романы. По данным мартовского опроса портала SuperJob.ru, 55% руководителей считают, что любовные истории в офисе мешают работе. 6% даже готовы увольнять за это, а 4% — объявить строгий выговор. Правда, президент портала Алексей Захаров поясняет: руководители выступают в первую очередь против служебных романов, когда один из участников или оба женаты. «Где же еще знакомиться людям, как не на работе, — говорит Захаров. — Другое дело, что романы женатых и замужних часто напрямую влияют на прибыль компании. Бывает, что жена приходит на работу к мужу или ревнивый муж подкарауливает супругу у офиса. Разумеется, коллеги, ставшие свидетелями семейных сцен, надолго теряют рабочее настроение».
Психологи считают, что в России романы на работе протекают намного болезненнее для коллектива, чем на Западе. На Западе услуги психотерапевта обычно входят в медицинскую страховку, напоминает Ольга Меженина, психолог центра «Мир вашего Я», и всегда есть возможность выговориться. В России все всё обсуждают между своими — больше не с кем. А потом приходится уходить из-за шума и сплетен.
Меженина отмечает, что только с минувшей осени число клиентов с жалобами на неудачные служебные романы выросло примерно на 10%. Причем идут в основном те, кто уволился. «Большинство клиентов жалеют о служебном романе, — поясняет Меженина. — Люди говорят: я был хорошим специалистом, на хорошем счету, а теперь все начинать по новой».
Некоторые российские работодатели даже обратились к западному опыту и стали вводить внутренние распорядки, запрещающие офисный флирт. Сотрудники отвечают требованием сократить рабочий день. Это логичное требование. Британская рекрутинговая компания Monster.co.uk провела исследование: оказалось, что флирту в офисе способствует в первую очередь именно корпоративная культура продолжительного рабочего дня.
Впрочем, никакие запреты над служебными романами не властны. 15 апреля в России впервые отметили День офисной любви. Акцию эту поддержали актеры сериала «Игрушки», который пользуется популярностью у работающих женщин, ведь главная тема этой киноэпопеи — служебный роман. А в России уже двадцать лет женщины стараются подражать героиням сериалов.
И всегда, вне зависимости от финансовых кризисов, будут люди, готовые рисковать и страдать. У 42-летнего москвича Евгения жена довольно консервативная. Евгению не хватало адреналина, и он обратил внимание на кабинет своего шефа, благо охранник оставлял ключи на видном месте. Однажды вечером шеф вернулся на работу и обнаружил Евгения на столе с бухгалтершей. Оба ушли по собственному желанию.