К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Краш-тест для менеджера

Краш-тест для менеджера
Экстремальные корпоративные тренинги, которые закончились травмами участников

Чем крупнее компания, тем большим бюджетом она располагает для тимбилдинга и других видов тренингов, на которых сотрудники переживают ситуации, приближенные к шоу «Последний герой». За тучные годы у менеджеров накопился солидный опыт приключений: курсы выживания на необитаемом острове, сплав на плато Путорана, походы вокруг гималайских восьмитысячников. И хотя большинство офисных работников свыклось с этой модой, есть что-то странное в том, что неспортивные, немолодые люди бегают по лесу в альпинистских обвязках и ищут клады. Или проникаются командным духом, откапывая съедобные коренья на ужин.

Вот что говорит бизнес-тренер Илья Богин о типичных ошибках заказчиков и участников тренингов: «Если в объявлении о проводимом тренинге написать «наденьте удобную и легкую одежду», половина женского коллектива компании явится в мини-юбках и на каблуках, потому что они хотят выглядеть красивыми в глазах коллег-мужчин в неформальной обстановке. Дальше у них — впрочем, как и у некоторых мужчин — наступает дискомфорт, потому что не все готовы лезть на дерево в юбке. Начинаются крики: «Давай, Маша, лезь на дерево! Ты нам нужна! Ты часть команды!», «Лезь, Маша, мы же проиграем!» Еще хуже, когда людям ничего не объяснили: зачем их привезли, куда они бегут, с какой целью и прочее. То есть их бессмысленно загоняют в стрессовую ситуацию».

Не так давно менеджеры среднего и высшего звена компании «Вимм-Билль-Данн» испытали эту стрессовую ситуацию на себе. Накануне уик-энда им объявили, что они едут в Петербург. Цель поездки никто не разъяснил, но менеджеры собрали вещи и выдвинулись на вокзал. Вечером в день отъезда HR-служба раздала им спортивные костюмы и кроссовки, а также небольшие рюкзаки, куда следовало переложить из чемоданов «самое необходимое». Зачем — непонятно.

 

До Питера сотрудники «Вимм-Билль-Данна» так и не доехали. В 5.30 утра член правления  компании Марина Каган проснулась от резкой остановки поезда. По вагону ходил сотрудник МЧС, который объявил путешественникам: «Поезд дальше не пойдет — авария на рельсах, выходите на платформу». На улице менеджеров ждал инструктор, который сообщил, что до места назначения они будут добираться самостоятельно, а он их будет сопровождать.  «Я была в ужасе, — вспоминает Каган. — Лес, болото, комары. Нам выдали компас, карты и сухой паек. Корпоративные мобильные телефоны нам вырубили еще в поезде — позвонить никому нельзя. Нам повезло: у нас в группе был начальник службы безопасности, отставной генерал. Он нас привел, куда нужно. В других группах инструкторы всячески сбивали людей с пути. Мы пришли в лагерь первыми, потратив на путь четыре часа. Некоторые группы заблудились и шли восемь часов».

Сам лагерь оказался на Валдае, и, хотя больше ничего экстремального не случилось, воспоминания об этом тренинге у менеджеров остались надолго. «Нас никто не подвергал опасности, но я люблю комфорт, поэтому до конца я уже оставаться не стала и уехала пораньше, — подытоживает член правления. — У большинства остались самые теплые воспоминания, но каждый пятый участник остался недоволен».

 

Как не переборщить с экстремальностью? Этот вопрос будоражит умы HR-отделов. Forbes нашел случаи, когда экстремальные тренинги заканчились травмами и трагедиями. Перечисленные ниже истории рассказали их очевидцы на условиях анонимности. Случаи комментируют два известных тренера.

Неудачный прыжок
Fotobank·Getty Images

Неудачный прыжок

На «веревочном» тренинге командообразования, который проводила компания ЭККО для крупной строительной компании, случился инцидент. Суть состязания заключалась в том, что на высоте полутора метров натягивалась веревка и участников просили перепрыгнуть через нее с помощью остальных членов команды, которые должны подсаживать прыгуна.

Однако выполнить упражнение оказалось не так просто. Состав команды — 10 человек. Обычно после того как девять членов команды перепрыгнут, остается один участник, которому надо перемахнуть через веревку самостоятельно. Пытаясь преодолеть препятствие, один из сотрудников компании-заказчика неудачно приземлился и сломал руку.

Сергей Зверев, генеральный директор компании «Лаборатория команды», бизнес-тренер:

Я считаю, что полученная травма — результат грубой ошибки тренера. Сложность упражнения должна быть адекватна возможностям группы, а меры обеспечения безопасности тому способу, который группа разработала для выполнения этого упражнения.

Роберт Туйкин, директор и ведущий бизнес-тренер компании «Вершитель»:

Во-первых, это упражнение само по себе очень опасно. Учитывая высоту веревки, этот игровой элемент травматичен для всех участников — даже для тех, кого подсаживают. Пострадавшему еще повезло, что он отделался переломом руки. Во-вторых, на месте работодателя я бы обязательно поинтересовался, каким образом будет обеспечиваться страховка при проведении этого упражнения. 

Сломанное доверие
Fotobank·Getty Images

Сломанное доверие

Один из корпоративных тренингов для МТС, который проводила «Академия приключений», закончился вызовом скорой помощи. Травма случилась в момент выполнения упражнения «на доверие». С высоты около 2 метров нужно было всем по очереди упасть спиной назад — на руки товарищей.

Для начальницы одного из отделов падение закончилось плачевно. Коллеги не смогли ее  вовремя подхватить. В итоге — открытый перелом руки и двухчасовое ожидание скорой из Москвы (дело было в подмосковном пансионате).

Тренинг на этом закончился: остальные участники, глядя на травмированную руководительницу, отказались выполнять другие упражнения.

Сергей Зверев, генеральный директор компании «Лаборатория команды», бизнес-тренер:

Упражнение Trust Fall или «Падение на доверие» известно более 100 лет и широко используется в разных практиках, в том числе, на тренингах по командообразованию. Во время упражнения зачастую случаются травмы, связанные скорее с тем, что падающий участник не выполняет инструкции и может раскинутыми руками нанести вред страхующим. Но за последние 10 лет я не помню случая, чтобы страхующие уронили участника на землю! Очевидно, в описанном кейсе страхующие не были достаточно собраны и мотивированы - а это уже прямая ответственность тренера, работающего с группой.

Роберт Туйкин, директор и ведущий бизнес-тренер компании «Вершитель»:

В принципе, упражнение безопасно даже при большой разнице в весе. Мы в составе группы восемь человек  ловили мужчину весом в 140 кг. Однако он прыгал с высоты 1.40 м.  Все, что выше – это уже излишество. Есть риск, что при падении он будет лететь вниз головой. Важное условие для того, чтобы это упражнение прошло безопасно – все участники (особенно те, кто страхуют внизу) должны четко понимать порядок действий. Если человек сомневается, стоит ли ему делать это упражнение, то мы ни в коем случае не загоняем его наверх, потому что это личный выбор каждого. Если человек боится, и инструктор видит его страх – его нельзя допускать к выполнению этого задания.

Проверка на жадность
Fotobank·Getty Images

Проверка на жадность

Компания «Ассоциация Бизнес Мастерства» проводила тренинг продаж для компании — дилера мобильных телефонов и ноутбуков. В программу входило упражнение на отношение к деньгам. Участникам раздали деньги и велели совершать с ними разные манипуляции: дарить друг другу, просить, одалживать и т. д. Задачи собрать как можно больше денег не было, но сейлзам было понятно, что им следует успешно собрать деньги, чтобы начальство не заподозрило их в инертности.

Чтобы подстегнуть заинтересованность участников, был сформирован общий фонд, куда вошли их личные средства — каждый вносил около 1000 рублей. Общий банк составил около 20 000 рублей.

На безобидном первом этапе, когда менеджеры просто передавали друг другу купюры, тренинг настолько разгорячил участников, что вместо «деловой игры» получилась драка. По свидетельству очевидцев, сотрудники вырывали друг у друга деньги, запихивали в карманы и нижнее белье. Мужчины пытались срывать с женщин бюстгальтеры, куда участницы прятали свою часть банка. Тренерам пришлось разнимать участников, чтобы борьба за деньги не перешла в настоящее рукоприкладство.

Роберт Туйкин, директор и ведущий бизнес-тренер компании «Вершитель»:

Это известное упражнение. Его временной предел — 10 минут, за которые можно отследить поведение участников. Цель тренинга — отследить количество транзакций и поведение человека. Так вот, в описанном случае, тренер не смог отследить начало конфликта и дал ему развиться. Это, разумеется, ошибка компании-провайдера, если, конечно, провокация группы на конфликт не была основной целью данного упражнения. 

Сергей Зверев, генеральный директор компании «Лаборатория команды», бизнес-тренер:

Описанный случай — разнообразные формы коммуникации — действительно эмоционально вовлекает и позволяет получить опыт, интересный для последующего анализа и обсуждения. Однако задача тренера не только организовать групповой процесс, но и обеспечить физическую и психологическую безопасность его участников. Судя по описанным подробностям, тренеры не сумели справиться с этой обязанностью.

Ошибка природы
Fotobank·Getty Images

Ошибка природы

Тренинговая компания «Бизнес-мастер» проводила курс командообразования на открытой местности, буквально в чистом поле. Организаторы не учли погодные условия. Неожиданно пошел дождь, но руководитель компании-заказчика потребовал продолжения тренинга.

В результате, простояв пару часов под ливнем, коллектив еще больше перессорился между собой, а многие участники простудились. Компания-заказчик переложила ответственность за произошедшее на исполнителя, не выплатив тимбилдерам остаток гонорара.

Сергей Зверев, генеральный директор компании «Лаборатория команды», бизнес-тренер:

Я хорошо понимаю руководителя компании, который настаивал на продолжении программы. Это же был не просто выход на природу, а тренинг. Следовательно, решались какие-то актуальные организационные задачи и компания была вправе рассчитывать на получение заявленных и предоплаченных результатов.

Подвиги на поле боя  — результат ошибок на этапе планирования. Компания, которая проводит активные программы на улице, должна предполагать возможность непогоды. Необходимо иметь с собой накидки для участников и групповой тент, подготовить термосы с кипятком. Также  необходимо заранее продумать, как можно изменить программу без ущерба для качества, и согласовать эти варианты с заказчиком. Участников программы стоит заблаговременно оповестить о том, как одеться и что мы будем делать в случае непогоды.

Роберт Туйкин, директор и ведущий бизнес-тренер компании «Вершитель»:

У меня была похожая история. Мы проводили тренинг для известной консалтинговой компании. Да, был дождь, но у нас были тенты, мы переждали немного, но все равно не бросили проведение тренинга, не перенесли его, хотя многие активно пытались «заболеть завтра». Были и недовольные: несколько человек покинули тренинг и вернулись в пансионат. Ну и что? Никто, кстати, не простудился: на следующий день вся группа в полном составе пришла на посттренинг.

Ошибка тренера  в данном случае состоит в том, что  он не смог организовать людей в  сложной ситуации, используя этот форсмажор на пользу тренинга, т. е. «играя обстоятельствами», а не прогибаясь под них.

Выстрел в спину
Fotobank·Getty Images

Выстрел в спину

Российская компания — производитель одежды проводила выездной тимбилдинг. Чтобы сплотить коллектив, решили сыграть в пейнтбол. Одна из топ-менеджеров — после того как в нее попали, — следуя правилам, подняла маркер над головой. Так она показывала, что выбывает из игры. И в этот момент кто-то выстрелил ей в спину. Шарик попал в основание черепа, которое не было защищено маской.

Результатом стало месячное пребывание в больнице, девушка лежала с серьезным сотрясением мозга. После выписки она немедленно уволилась из компании.

Сергей Зверев, генеральный директор компании «Лаборатория команды», бизнес-тренер:

Лично я считаю, что пейнтбол нецелесообразно использовать для решения задачи сколачивания  команды. Успех в пейнтбольных сражениях в изрядной степени зависит от физической формы «бойцов». Многие ценные для компании, но совершенно неспортивные сотрудники могут потерять лицо. Битва сотрудников друг с другом усиливает конкуренцию между подразделениями. В бизнесе нельзя бить своих.

В описанной трагедии никто не виноват. Так сложилось, что один участник играл по правилам, а другой хотел победить любой ценой. Это называется ценностный конфликт. Не удивлен, что девушка уволилась из компании.

Роберт Туйкин, директор и ведущий бизнес-тренер компании «Вершитель»:

Некоторые компании под командообразованием понимают «выпуск пара». Да, люди переживают разные чувства  и эмоции, но это еще не значит, что они стали командой. Если разобрать печальную историю по существу, то никто не виноват: человек мог выстрелить инстинктивно. В этом нельзя винить ни саму компанию, ни провайдера. Но есть печальный итог. Девушка пережила физическую травму, компания лишилась сотрудника. Вопрос к руководству: какую вы создали корпоративную культуру, что сотрудники стреляют в спину?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+