Чем крупнее компания, тем большим бюджетом она располагает для тимбилдинга и других видов тренингов, на которых сотрудники переживают ситуации, приближенные к шоу «Последний герой». За тучные годы у менеджеров накопился солидный опыт приключений: курсы выживания на необитаемом острове, сплав на плато Путорана, походы вокруг гималайских восьмитысячников. И хотя большинство офисных работников свыклось с этой модой, есть что-то странное в том, что неспортивные, немолодые люди бегают по лесу в альпинистских обвязках и ищут клады. Или проникаются командным духом, откапывая съедобные коренья на ужин.
Вот что говорит бизнес-тренер Илья Богин о типичных ошибках заказчиков и участников тренингов: «Если в объявлении о проводимом тренинге написать «наденьте удобную и легкую одежду», половина женского коллектива компании явится в мини-юбках и на каблуках, потому что они хотят выглядеть красивыми в глазах коллег-мужчин в неформальной обстановке. Дальше у них — впрочем, как и у некоторых мужчин — наступает дискомфорт, потому что не все готовы лезть на дерево в юбке. Начинаются крики: «Давай, Маша, лезь на дерево! Ты нам нужна! Ты часть команды!», «Лезь, Маша, мы же проиграем!» Еще хуже, когда людям ничего не объяснили: зачем их привезли, куда они бегут, с какой целью и прочее. То есть их бессмысленно загоняют в стрессовую ситуацию».
Не так давно менеджеры среднего и высшего звена компании «Вимм-Билль-Данн» испытали эту стрессовую ситуацию на себе. Накануне уик-энда им объявили, что они едут в Петербург. Цель поездки никто не разъяснил, но менеджеры собрали вещи и выдвинулись на вокзал. Вечером в день отъезда HR-служба раздала им спортивные костюмы и кроссовки, а также небольшие рюкзаки, куда следовало переложить из чемоданов «самое необходимое». Зачем — непонятно.
До Питера сотрудники «Вимм-Билль-Данна» так и не доехали. В 5.30 утра член правления компании Марина Каган проснулась от резкой остановки поезда. По вагону ходил сотрудник МЧС, который объявил путешественникам: «Поезд дальше не пойдет — авария на рельсах, выходите на платформу». На улице менеджеров ждал инструктор, который сообщил, что до места назначения они будут добираться самостоятельно, а он их будет сопровождать. «Я была в ужасе, — вспоминает Каган. — Лес, болото, комары. Нам выдали компас, карты и сухой паек. Корпоративные мобильные телефоны нам вырубили еще в поезде — позвонить никому нельзя. Нам повезло: у нас в группе был начальник службы безопасности, отставной генерал. Он нас привел, куда нужно. В других группах инструкторы всячески сбивали людей с пути. Мы пришли в лагерь первыми, потратив на путь четыре часа. Некоторые группы заблудились и шли восемь часов».
Сам лагерь оказался на Валдае, и, хотя больше ничего экстремального не случилось, воспоминания об этом тренинге у менеджеров остались надолго. «Нас никто не подвергал опасности, но я люблю комфорт, поэтому до конца я уже оставаться не стала и уехала пораньше, — подытоживает член правления. — У большинства остались самые теплые воспоминания, но каждый пятый участник остался недоволен».
Как не переборщить с экстремальностью? Этот вопрос будоражит умы HR-отделов. Forbes нашел случаи, когда экстремальные тренинги заканчились травмами и трагедиями. Перечисленные ниже истории рассказали их очевидцы на условиях анонимности. Случаи комментируют два известных тренера.