К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Праздник вместо денег

Праздник вместо денег
Как удержать сотрудников в кризисные времена, не повышая зарплату?

Кризис — тяжелая пора сокращения штатов. Нагрузка на персонал во многих компаниях возросла в разы. Люди думают, не поменять ли работу на более легкую, даже с потерей в зарплате, а работодатели - как этого избежать и сохранить коллектив. Так что кризис - это еще и пора укрепления корпоративного духа.

На укрепление духа денег жалко, но поощрять работников надо. Как быть? Корпоративные выезды на природу, походы в боулинг и в бильярд, тимбилдинг разных форм и оттенков все чаще заменяют сотрудникам офисов привычные премии и бонусы. Дешево, немного сердито, но корпоративный дух крепнет - а это главное.

Начальники вспоминают советский опыт. Во многих офисах снова появились доски почета, сотрудникам раздают грамоты и рассылают благодарственные письма. Продвинутые руководители прислушиваются к корпоративным психологам и устраивают для особо тщеславных подчиненных фото- и видеосъемки, которые потом рассылают по корпоративной почте, чтобы все могли посмотреть на передовиков.

 

Старания работодателей окупаются. Работникам нравится, когда их хвалят, свидетельствует рекрутинговый портал SuperJob.ru. Конкурсы и соревнования - это плюс для 7% респондентов. Фотография на доске почета - для 5%. Еще 7% ценят корпоративный отдых. Но заметно больше - 16% - ценят, если руководство помогает им в их личных делах: устроить, например, в детский сад ребенка или что-нибудь в этом роде.

Елена Захарова работает менеджером по развитию в крупной торговой компании уже пять лет, но генерального директора за это время видела всего несколько раз, и то мельком. По службе общалась только с его заместителями. Сотрудники считали главу компании «небожителем», боялись его и не ходили по коридору, который вел в его кабинет. Но полгода назад Елена вдруг получила ко дню рождения поздравительную открытку, подписанную руководителем. И подпись явно была не факсимильной, а собственноручной.

 

Потом такие открытки стали получать другие сотрудники. Затем лучшим работникам стали выдавать почетные грамоты с подписью генерального, к ним стали приходить благодарственные письма с рабочей почты главы компании. В декабре Захарову неожиданно вызвали на общую планерку с участием всех руководителей подразделений. Генеральный директор поблагодарил за отличную работу и пожал руку. Елена была в шоке.

Из-за кризиса руководители все чаще примеряют образ «начальника с человеческим лицом»: дешево и эффективно. «Большинство работодателей не могут поощрять работников как раньше, - говорит Виталий Лаврентьев, ведущий специалист по подбору персонала кадрового центра «Юнити». - Так что методы нематериальной мотивации актуальны как никогда». «Юнити», кстати, не исключение. Лучшим сотрудникам руководство ежемесячно публично выносит благодарность.

В консалтинговой компании «Триолит» сотрудники за последний год загрустили без премий. Их дух решено было поднимать командными играми. «Дни рождений сотрудников мы отмечаем не просто застольем, а устраиваем различные конкурсы, - рассказывает Денис Рощин, старший партнер компании. - Даже во время рядового похода в боулинг организуем своего рода спартакиады - командные турниры между сотрудниками разных отделов. Отлично сплачивают коллектив игры на природе».

 

В некоторых компаниях стали выбирать «мисс» и «мистера» офиса. Год назад устраивали конкурс красоты среди женщин, вспоминает Елена Симонова, секретарь рекламного агентства, победительницу выбирали тайным голосованием коллеги-мужчины. Устроили проход по «подиуму»: в конференц-зале женщины вышагивали в вечерних платьях, а потом было голосование и фуршет в честь победительниц. Конкурс не очень помог сплотиться. Девушки, оставшиеся в аутсайдерах, крепко обиделись.

В этом году решили проводить конкурс среди мужчин. Победил лысый пузатый сисадмин - за природное обаяние. Другие мужчины не обиделись, а он был тронут. Настроение улучшилось. «У нас такая замечательная атмосфера в коллективе, - говорит Елена Симонова, - что, несмотря на сложную работу и невысокие по сравнению с конкурентами зарплаты, люди держатся за свое место».

Ирина Гордеева, сотрудница крупного торгового холдинга, два года мечтала о повышении, но начальник был глух. И вдруг он совершенно неожиданно вызвал ее в свой кабинет. Вошла в него Ирина специалистом отдела закупок - а вышла руководителем этого отдела. Правда, денег ей не прибавили. Начальник сообщил, что очень ценит работу Ирины, что в будущем ей прибавят зарплату, но, пока кризис не кончился, денег нет и, увы, все, что он может сделать, это изменить запись в ее трудовой книжке. Ирина была счастлива.

С началом кризиса люди были готовы работать за четверых без повышения зарплаты - так они боялись потерять работу, объясняет Эльмира Давыдова, генеральный директор центра профессиональной ориентации и развития карьеры «Профгид». Теперь, продолжает она, у людей растет самооценка: надо же, сами с такими объемами справляются в одиночку. Поэтому становится сложнее сохранить ценных сотрудников. «Нетрудно переименовать должность перспективного сотрудника, - говорит Давыдова. - Например, назвать оператора техническим менеджером. Это иллюзия повышения». И все довольны.

«У нас руководитель одного отдела стал частенько поговаривать об увольнении, - рассказывает глава кадровой службы крупного агрохолдинга. - Заменить его было просто некем, так как сотрудник имел узкую специализацию и большой опыт работы на руководящих должностях. Тогда генеральный директор решил сыграть на тщеславии: придумал информационный повод, нанял оператора с камерой и организовал настоящее видеоинтервью с этим сотрудником. На дисках его распространили среди персонала, в том числе и как учебный материал. Увольняться сотрудник передумал».

 

Психологи отмечают, что игра на амбициях - один из самых выгодных способов удержать сотрудников в компании, не увеличивая зарплату и не выплачивая премий. «Главный смысл работы - это самореализация, а уже потом - зарабатывание денег, - говорит Сергей Мадер, корпоративный психолог. - Поэтому в ряде случаев нематериальное поощрение может быть даже эффективнее премий и бонусов». Мадер уверен, что, если учитывать все, вплоть до темперамента сотрудника, для каждого можно найти свою «нематериальную мотивацию».

Впрочем, опытные кадровики признают: безденежные поощрения вещь - хорошая, но одними похвалами сыт не будешь. «У нас в компании много разных методов нематериального поощрения, - рассказывает Людмила Байбакова, начальник отдела кадров ООО «Фаст Фуд Сити», владеющего девятью «Ростиксами» в Москве и Подмосковье. - Есть и доски почета, и соревнование в качестве обслуживания, и различные грамоты. Но коллектив у нас в основном молодой, многие сотрудники совмещают работу с учебой, и конечно, для них важны в первую очередь деньги». Если в дальнейшем веселые корпоративы, грамоты и фото на досках почета не будут конвертированы в денежные призы, убеждена Байбакова, энтузиазм сотрудников все равно спадет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+