Шестиклассники затихают, когда Марат Зиганов, основатель и научный руководитель Ломоносовского образовательного холдинга, раздает листы с заданием: по смыслу восстановить пропущенную часть правила о признаках второстепенных членов предложения. «Попытайтесь написать ключевые слова, а лучше — всю мысль», — призывает Зиганов. Дети видят правило впервые, но справляются хорошо. Урок русского языка? Нет. Следующее задание — создать графическую схему текста об одомашнивании животных. Зиганов просит вписать основные мысли в напечатанные на бланках овалы, соединенные между собой линиями. По этой схеме логических связей школьники через пару часов перескажут текст на самоподготовке, через сутки — дома и через двое — снова в школе. Такие уроки проводятся в классах с первого по восьмой еженедельно и называются «Интеллект». Кроме того, в уроки Ломоносовки по всем предметам включены технологические модули, помогающие читать быстрее и эффективнее, запоминать больше, мыслить системно, а утомляться меньше.
Зиганов создал образовательный холдинг, куда входят четыре средние школы в Москве и Подмосковье, основанные на его технологии курсы для детей и тренинговый центр для взрослых. Годовая выручка — $16,5 млн, это крупное предприятие по меркам российского рынка образования. Но уроки интеллекта Зиганов время от времени ведет сам.
Развитие интеллекта как бизнес
Над упражнениями для развития интеллекта Зиганов начал работать в конце 1970-х, еще будучи студентом МИФИ: искал литературу, пробовал все на себе, совершенствовал. В 1987 году, когда разрешили создавать освобожденные от налогов центры научно-технического творчества молодежи, Зиганов, специалист по нейтронной физике, открыл Школу рационального чтения — курсы рекламировались в программе «Время», материалы рассылали по почте. Они пользовались популярностью — к 1991 году в ШРЧ работало 400 преподавателей, а фантастической по тем временам годовой выручки в 6 млн рублей хватало на проведение собственных исследований по лингвистике, социологии, психологии развития интеллекта с привлечением ведущих ученых. Запатентованная технология «Интеллект» принесла Зиганову докторскую степень по педагогике. В 1993 году он основал еще и частную среднюю школу (Ломоносовскую), вложив в нее $10 000.
В то время частные школы открывались повсеместно — вышел закон «Об образовании», разрешивший существование некоммерческих образовательных учреждений (НОУ). Им разрешались платные услуги без права получать прибыль. Евгений Бунимович, до недавнего времени председатель комиссии Мосгордумы по науке и образованию, а сейчас уполномоченный по правам ребенка в Москве, делит все появившиеся тогда учреждения на три типа. Одни хотели «сорвать денег»; другие, энтузиасты, «ненавидели государственную школу, хотели работать по-другому, но не знали как»; а третьи, «настоящие профессионалы, предлагали новаторские подходы». Ломоносовцы из последних, считает Бунимович.
Технология обучения
Школа быстро росла. В 1996 году Зиганов арендовал бывший детский сад, затем выкупил его у бедствовавшего без госзаказа завода. А через шесть лет девелоперы подмосковных поселков начали наперебой звать Ломоносовку управлять школами, построенными для обитателей загородных домов, — девелоперы, помимо сильного бренда, получают с холдинга арендную плату. Технологию обучения действительно можно было тиражировать. Холдинг Зиганова также владеет тремя школьными зданиями в Москве.
Зарплата его учителей достигает 100 000 рублей, отбирают их по конкурсу и всех обучают работать по разработанным Зигановым технологиям. Всего в школах, работающих под брендом Ломоносовки, занимается тысяча учеников. Родители платят за обучение немало даже по московским меркам — от 45 000 до 78 000 рублей в месяц. Для сравнения: обучение в частной школе Великобритании стоит от 100 000 рублей в месяц, но это с полным пансионом.
Почему школа Зиганова популярна? «У непростых родителей частных школ бывают непростые дети, но в нашей школе, в отличие от некоторых других, нет попустительства», — рассказывает отец двух «ломоносовцев», гендиректор группы «Автомир» Николай Груздев. По его словам, система школьных рейтингов по результатам учебы и внеклассной активности мотивирует детей, а полученные навыки помогают добиваться успеха. Оба сына гендиректора «КАРО фильм» Игоря Ильчука тоже учатся в школе Зиганова. Ильчука подкупает, что «учителя не заискивают перед учениками, там нет «новорусской» культуры».
Родители отмечают, что каждый ребенок может осваивать предметы в собственном темпе. Хотя программы и учебники в Ломоносовке государственные, ученики занимаются еще и по разработанным преподавателями сборникам разноуровневых заданий — нижний уровень обеспечивает требования госстандарта, верхний дает одаренным ученикам возможность не задерживаться на рутине. Доля ломоносовцев, которые в 2009 году сдали на отлично ЕГЭ по русскому, например, в разы выше, чем в среднем по Москве, — 15% против 5,7%. 25% выпускников окончили школу с медалями.
Как получать прибыль
Технологии развития умственных способностей востребованы и взрослыми — на базе ШРЧ, с которой все начиналось, Зиганов создал тренинговый центр, где проходили обучение, например, менеджеры РАО ЕЭС, «Лукойла», Canon и «Группы СОК».
Казалось бы, проект развивается успешно. Однако Зиганов недоволен. Он хочет открывать больше школ. Для этого, говорит он, нужен инвестор. Но все школы в соответствии с законом «Об образовании» существуют как отдельные некоммерческие образовательные учреждения: заработанные школами деньги Зиганов имеет право тратить только на развитие. Чтобы иметь возможность получать прибыль, Зиганов собирается создать управляющую компанию — она могла бы взять на себя закупку формы, питания, а школы расплачивались бы с ней за услуги. В Ломоносовке уже пять лет проводится финансовый аудит, недавно предприниматель взял в штат экономиста.