К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Трудовые резервы

Трудовые резервы
В компании «Новое поколение» воспитывают рабочий класс 
с помощью развивающих игр

Десять часов утра. Жилой район неподалеку от Кировского завода в Санкт-Петербурге. Микроавтобус останавливается у ворот бывшей школы. Несколько подростков, которых он привез, без особой охоты заходят внутрь — на работу.

Здесь находится главный офис (персонал зовет его базой) компании «Новое поколение», где вырезают и клеят настольные развивающие игры для детей. Все 1200 работников — трудные подростки от 14 до 19 лет. Никто не заманивал их возможностью карьеры и самостоятельного заработка, как это делает McDonald’s. В «Новое поколение» попадают только по направлениям из милиции или комиссий по делам несовершеннолетних. Компания имеет статус специального предприятия и работает с госзаказом. Только спускают ей сверху не количество коробок с играми, которые нужно сделать за определенный срок, а количество детей, «склонных к совершению правонарушений», которым нужно обеспечить занятость.

Гендиректор «Нового поколения» Михаил Дмитриев гордится тем, что готовит для большого города рабочий класс: «Мы воспитываем рабочих. Ведь в жизни не хватает именно их, а не театральных деятелей. Россия стоит перед огромной проблемой с трудовыми ресурсами, а научить людей работать можно только до 18 лет».

 

Помимо «базы» у «Нового поколения» еще семь производственных площадок в разных районах города и области и цех на 120 мест в Колпинской воспитательной колонии. На микроавтобусе, кстати, привозят тех, кто вряд ли стал бы добираться до работы сам. Зарплату выдают два раза в месяц строго по пятницам — чтобы работники не ушли в запой среди недели.

Дмитриев, учитель истории, начал работать с трудными подростками еще в 1980-х, возглавлял молодежные клубы. В 1991 году, когда государственное финансирование таких учреждений прекратилось, Дмитриев вернулся в школу и одновременно пытался организовать малый бизнес. Но воспитание молодежи увлекало его намного больше, чем пошив трикотажа.

 

«Работающие родители теряют возможность воспитывать детей. Именно те, кого не воспитывали, в начале 1990-х сели в автомобили с тонированными стеклами, передернули затворы и показали всем кузькину мать, — говорит Дмитриев. — Такие ребята никуда не делись». Педагог решил заняться перевоспитанием будущих бандитов, используя проверенный метод трудовой терапии. Идеально подходило производство настольных игр — по сути это детский ручной труд, там нет операций, которых по законодательству не могли бы выполнять несовершеннолетние.

В 1993 году Дмитриев учредил «Новое поколение» вместе с десятью учениками выпускного класса, в котором преподавал (шестеро из них работают в компании до сих пор). «Базу» для старта проекта нашли при поддержке ГУВД. За все площадки, чаще всего расположенные в бывших детских садах, «Новое поколение» платит символическую арендную плату. Через год компанию Дмитриева начала финансировать администрация Санкт-Петербурга. Сейчас из бюджета города и Ленинградской области «Новому поколению» ежегодно выделяют около 100 млн рублей по целевой программе «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи».

Компания выпускает почти пять десятков игр. Особенно популярны «Наша семья» (для девочек старше девяти лет, моделирует различные жизненные ситуации, учит самостоятельно распоряжаться семейным бюджетом), «Маленькая хозяюшка», знакомящая с азами кулинарии, и «Я — доктор». Идеи для игр придумывает сам Дмитриев. Продаются они неплохо. «Интересные, необычные игры. Плюс хорошее качество. В России аналогов им практически нет», — говорит Екатерина Кулабухова, менеджер по продажам компании «Русский стиль», которая занимается производством и продажей настольных игр. Объем продаж в «Новом поколении» не раскрывают. Говорят лишь, что выручка предприятия гораздо меньше поступлений из бюджета.

 

Рабочий день длится от четырех до шести часов. Организация работы конвейерная — над каждой игрой работают сразу несколько бригад. Кто-то вырезает карточки, кто-то склеивает игровые поля, кто-то упаковывает готовые игры. Все ходят в белых халатах. За дисциплиной и качеством наблюдают бригадиры из числа подростков. Между рабочими столами курсируют и взрослые мастера-воспитатели. Уровень брака все же высокий — 25%. Большая часть выручки от продажи настольных игр — 85%, как уверяют в компании, идет на зарплату подростков. Оплата труда сдельная. В среднем работники «Нового поколения» получают 1750 рублей в месяц. Дмитриев говорит, что передовики зарабатывают до 16 000 рублей.

Почему такой разрыв? Некоторые подопечные Дмитриева появляются на работе только потому, что податься некуда. А здесь можно потусоваться до позднего вечера. Помимо работы всех обеспечивают трехразовым питанием (в пищеблоках на каждой производственной площадке по несколько рабочих мест для девушек). Есть медицинский кабинет. Для подростков без среднего образования организованы занятия с педагогами вечерней школы (по словам Дмитриева, большинство направленных в «Новое поколение» подростков не посещали школу от полутора до двух лет). Есть столы для настольного тенниса, видеозал и караоке, проводятся конкурсы художественной самодеятельности и турниры по футболу.

Все подростки, проработавшие в «Новом поколении», получают специальность сборщика-комплектовщика. «Комплектация — основа современного промышленного труда; неважно, что производить, автомобили или компьютеры», — объясняет гендиректор. Вместе с путевкой в жизнь компания выдает полный набор документов: трудовую книжку, медицинский и пенсионный страховые полисы, присваивает ИНН.

Удается ли Дмитриеву действительно перевоспитать трудных подростков? Независимых данных нет, а «Новое поколение» публикует впечатляющую статистику: менее 1% воспитанников компании совершают преступления повторно, почти 90% поступают в средние специальные учебные заведения или устраиваются на работу. Многие, например, трудятся на заводе Ford во Всеволожске Ленинградской области. Более 300 выпускников, по словам Михаила Дмитриева, имеют свой бизнес.

Всего через «Новое поколение» за 14 лет прошло более 15 000 человек. Кто-то задержался всего на полгода, кто-то доработал до призыва или до 19 лет. Из этой огромной армии лишь 60 воспитанников получили впоследствии высшее образование. «У всех есть свой порог. Уровень интеллектуального, психического развития у наших ребят изначально иной. Есть люди, которые неспособны учиться», — признает Дмитриев.

 

Городские власти сотрудничеством довольны. «Взаимодействие проходит очень плодотворно», — заявили корреспонденту Forbes в комиссии по делам несовершеннолетних Московского района Санкт-Петербурга. В комиссии Приморского района добавили, что в месяц за рекомендациями в «Новое поколение» обращается примерно с десяток подростков или их родителей. Кризис слабо повлиял на "Новое поколение" - финансирование не сократили; разве что не удалось нанять новых преподавателей.

«Трудовое воспитание подростков очень актуально. Например, немцы контактируют с нашими специалистами из Сибири, присылают своих трудных подростков в наши деревни, и те занимаются сельским хозяйством. Эффект потрясающий! — говорит Дмитрий Григорьев, старший научный сотрудник Центра теории воспитания Российской академии образования. — Важна организация труда. Надо, чтобы дети принимали решения, налаживали коммуникацию, брали на себя ответственность». «Дело не только в труде», — вторит Валентина Максакова, профессор Московского педагогического государственного университета.

«Появляется абсолютно новый вид бизнеса, новый способ предоставления услуг: воспитание детей. Мы же владеем нужными для этого методиками», — говорит Дмитриев. В его рабочем кабинете лежит бейсбольная бита. Помогает строить корпоративную культуру? «Случайно завалялась», — отшучивается гендиректор «Нового поколения».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+