Нас объединяет одна культурная среда — и это наделяет каждого даром оратора, предоставляя выбор сюжетов, которые уже лежат глубоко в подсознании человека. Чтобы придать своей речи эффектность и наладить контакт с аудиторией, нужно просто использовать эти истории. Существует пять основных фабул: приключение (квест), чужой среди чужих, из грязи в князи, история любви и история мести. У каждой своя структура, и каждая применима для рассказа о вашей бизнес-идее.
Квест
Все любят приключения, потому что идентифицируют себя с героем и знают, как развивается сюжет. Герой занимается своими делами и живет обычной жизнью, пока что-то вдруг не переворачивает его мир с ног на голову. Император убивает его опекунов, тетушку и дядюшку, и он вынужден покинуть дом и направиться на поиски своего Оби-ван Кеноби. По пути он встречает наставника, который обладает необходимыми умениями, например, сражаться на световых мечах, и делится ими. Затем начинается череда потрясающих приключений, проверок и препятствий, — и герой показывает из какого теста он сделан. Он упорен и настойчив, потому что знает, что в конце пути его ожидает приз, что-то действительно стоящее, например, Святой Грааль, или горшочек с золотом, или корона.
Приключения идеально подходят в тех случаях, когда нужно заставить аудиторию работать в каком-то определенном направлении, и вы хотите подготовить ее к преодолению разочарования от первых неудач. Например, если стартап никак не взлетает, через речь-квест вам будет легче донести до подчиненных, что надо не сдаваться и продолжать упорно идти дальше.
Чужой среди чужих
Чужак обычно попадает в новое место — в другую страну или на новую планету. Ему приходится учить новые правила или язык, прежде чем события или недружественные аборигены втянут его в неприятности. Эта история повествует о мастерстве и идеально подходит для случаев, когда вы сталкиваетесь с новой организацией или меняющимися правилами игры, и старые методы решения проблем уже не работают.
Истории такого рода способны подготовить аудиторию к смене курса компании. Построив выступление на описанной фабуле, вы имеете шансы вдохновить сотрудников на то, чтобы работать упорнее, получать новые навыки и не бояться нестандартных ситуаций.
Из грязи в князи
Эта история известна любому, кто читал «Золушку» и любил сказку о Смелом портняжке. Напомню, этот герой, вооружившись волшебными бобами и природной смекалкой, победил великана и получил замок, полный золота. Такая история подходит для ситуации, когда вы хотите повести обычных людей по дороге успеха.
Этот сюжет для предпринимателей, которые должны заразить своим духом подчиненных. Новые предприятия буквально проживают истории типа «из грязи в князи», и настолько полно, что наверняка сами не отдают себе отчета в том, что претворяют в жизнь древнюю парадигму.
История любви
Первый вариант: парень встречает девушку, влюбляется и завоевывает ее. Второй вариант: парень теряет девушку (обычно из-за того, что ведет себя как идиот) и должен добиваться ее еще раз. Девушка прощает парня. Они живут вместе долго и счастливо. Этот сюжет все время повторяется в голливудских романтических комедиях.
Любовных историй сколько угодно и в бизнесе — слияния и поглощения, партнерства и совместные предприятия. Каждый, кто участвует в подобном предприятии, должен готовиться к тому, что на пути будут взлеты и падения. Они неизбежны, и это можно отразить в речи (не забывая о юморе и самоиронии, конечно) — например, перед сотрудниками сливающихся компаний.
История мести
Истории о мести способны увлечь кого угодно. Они играют на низких чувствах, наличие которых в себе мы не хотели бы признавать. Однако они очень хорошо мотивируют. Месть — идеальная сказка для того, чтобы воодушевить команду на борьбу с другой командой. Той, которая всегда играет немного грязнее, чем наша. Или той, которая на бумаге гораздо внушительнее и значительнее нашей. Или той, которой мы втайне побаиваемся. Если вы втянете коллег в игру историей о мести, они останутся с вами до горького или удовлетворительного финала.
Будьте осторожны. История мести воодушевляет на священную войну, но случается, что в нее может быть втянут тот, кого вы считали лучшим другом или самым надежным партнером.
Показания к применению
Используйте эти сюжеты для того, чтобы быстро донести до аудитории свою точку зрения. Не говорите людям ясно и открыто, что вы рассказываете сказки, но следуйте мотивам этих сказок, чтобы рассказать аудитории о ее прекрасном будущем. Эти истории так хорошо работают, потому что они сидят глубоко внутри нас, они часть культурного наследия, и аудитория не узнает их, если они будут рассказаны на фактах вашего бизнеса.
Поэтому никогда не говорите прямо «Давайте отправимся за Святым Граалем!». Скажите лучше: «Нам предстоит долгий путь, но в конце нас ожидает чудесный клад, которого хватит на всех…»
Автор — президент консалтинговой компании Public Words