Потные ладони, дыхание перехватывает, перед глазами плывет… Нет, это не сердечный приступ. Вы всего лишь выступаете с речью на публике. Для большинства людей публичные выступления — сущий ад, хотя это умение нужно нам всем: заманивать ли инвесторов, продавать ли товар или просто сказать тост на свадьбе друга.
Forbes.com опросил людей из разных сфер, от политики до религии, которые привыкли говорить со сцены. Возможно, их советы и не превратят вас в талантливого оратора — для этого нужна практика и, будем честны, природный дар. Но они помогут вам донести до других свою точку зрения и, будем надеяться, увеличат ваши заработки.
«Чтобы хорошо выступать, нужно любить то, о чем вы говорите, — говорит Том Питерс, консультант по деловым коммуникациям и основатель The Tom Peters Company. — Моя жена была президентом организации, искавшей финансирование для строительства гигантского бассейна и катка в Манчестере, штат Вермонт. Она ненавидит выступать перед публикой, но за пять лет сделала это около сотни раз».
Если вам есть что сказать, выделите суть и сформулируйте ее кратко. «У вас должна быть воодушевляющая история, объединенная общей темой», — говорит Кен Старр, декан Школы права при Университете Пеппердайна, в прошлом советник Белого дома.
Старайтесь не перегружать слушателей фактами. Флойд Абрамс, партнер юридической фирмы Cahill Gordon, говорит, что почти все выступления сейчас либо слишком трудны для понимания, либо слишком просты, особенно в корпоративной сфере. Его совет: «Используйте примеры из живых разговоров, как будто вы просто общаетесь с собеседником на родном языке. Не рассчитывайте, что аудитория разбирается в теме. Ни в коем случае не ударяйтесь в профессиональный жаргон».
Юмор необходим, но с ним стоит быть осторожнее. Дик Руддер, партнер юридической фирмы Baker & McKenzie, ведет дела по сделкам с ценными бумагами. Он представлял таких клиентов, как Дэвид Боуи, Merrill Lynch и Deutsche Bank. «Я часто говорю на технические юридические темы. Нельзя придумать более скучной тематики. Если возможно, старайтесь не стоять на сцене, — рекомендует он. — Подходите к людям, старайтесь завладеть вниманием аудитории. Как только аудитория начнет задавать вопросы, атмосфера изменится. Наибольшим успехом пользуются те презентации, где разговор ведет публика. И ни в коем случае не нужно шутить утром. Такие шутки смерти подобны. Люди еще не проснулись».
Какая бы техника ни была вам ближе, обязательно подготовьтесь к выступлению. Ни в коем случае не полагайтесь на импровизацию. «Во-первых, напишите для своей речи заголовок, как на первую полосу газеты, — советует Ари Флейшер, бывший пресс-секретарь Белого дома. — Если вы не можете этого сделать, значит, ваша тема слишком сложна, скучна или размыта, чтобы кого-то тронуть. Во-вторых, держитесь темы. Выдвиньте предположение, раскройте противоположную точку зрения и продемонстрируйте глубокое понимание проблемы, но все подтверждайте фактами. В-третьих, не говорите слишком долго. Даже хороший оратор начинает терять слушателей самое большее через 40 минут».
Возможно, никакие советы не помогут вам перестать нервничать перед выступлением. Но нервная дрожь — это знак, что вам не безразлично то, о чем вы собираетесь рассказывать. И это главное.