К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как выступать на публике

Как выступать на публике
13 советов от успешных ораторов: юристов, проповедников, предпринимателей и чемпиона мира

Потные ладони, дыхание перехватывает, перед глазами плывет… Нет, это не сердечный приступ. Вы всего лишь выступаете с речью на публике. Для большинства людей публичные выступления — сущий ад, хотя это умение нужно нам всем: заманивать ли инвесторов, продавать ли товар или просто сказать тост на свадьбе друга.

Forbes.com опросил людей из разных сфер, от политики до религии, которые привыкли говорить со сцены. Возможно, их советы и не превратят вас в талантливого оратора — для этого нужна практика и, будем честны, природный дар. Но они помогут вам донести до других свою точку зрения и, будем надеяться, увеличат ваши заработки.

«Чтобы хорошо выступать, нужно любить то, о чем вы говорите, — говорит Том Питерс, консультант по деловым коммуникациям и основатель The Tom Peters Company. — Моя жена была президентом организации, искавшей финансирование для строительства гигантского бассейна и катка в Манчестере, штат Вермонт. Она ненавидит выступать перед публикой, но за пять лет сделала это около сотни раз».

 

Если вам есть что сказать, выделите суть и сформулируйте ее кратко. «У вас должна быть воодушевляющая история, объединенная общей темой», — говорит Кен Старр, декан Школы права при Университете Пеппердайна, в прошлом советник Белого дома.

Старайтесь не перегружать слушателей фактами. Флойд Абрамс, партнер юридической фирмы Cahill Gordon, говорит, что почти все выступления сейчас либо слишком трудны для понимания, либо слишком просты, особенно в корпоративной сфере. Его совет: «Используйте примеры из живых разговоров, как будто вы просто общаетесь с собеседником на родном языке. Не рассчитывайте, что аудитория разбирается в теме. Ни в коем случае не ударяйтесь в профессиональный жаргон».

 

Юмор необходим, но с ним стоит быть осторожнее. Дик Руддер, партнер юридической фирмы Baker & McKenzie, ведет дела по сделкам с ценными бумагами. Он представлял таких клиентов, как Дэвид Боуи, Merrill Lynch и Deutsche Bank. «Я часто говорю на технические юридические темы. Нельзя придумать более скучной тематики. Если возможно, старайтесь не стоять на сцене, — рекомендует он. — Подходите к людям, старайтесь завладеть вниманием аудитории. Как только аудитория начнет задавать вопросы, атмосфера изменится. Наибольшим успехом пользуются те презентации, где разговор ведет публика. И ни в коем случае не нужно шутить утром. Такие шутки смерти подобны. Люди еще не проснулись».

Какая бы техника ни была вам ближе, обязательно подготовьтесь к выступлению. Ни в коем случае не полагайтесь на импровизацию. «Во-первых, напишите для своей речи заголовок, как на первую полосу газеты, — советует Ари Флейшер, бывший пресс-секретарь Белого дома. — Если вы не можете этого сделать, значит, ваша тема слишком сложна, скучна или размыта, чтобы кого-то тронуть. Во-вторых, держитесь темы. Выдвиньте предположение, раскройте противоположную точку зрения и продемонстрируйте глубокое понимание проблемы, но все подтверждайте фактами. В-третьих, не говорите слишком долго. Даже хороший оратор начинает терять слушателей самое большее через 40 минут».

Возможно, никакие советы не помогут вам перестать нервничать перед выступлением. Но нервная дрожь — это знак, что вам не безразлично то, о чем вы собираетесь рассказывать. И это главное.

 
Джордж Форман, двукратный чемпион мира по боксу в тяжелом весе, предприниматель
East News·AFP·Image Forum

Джордж Форман, двукратный чемпион мира по боксу в тяжелом весе, предприниматель

Выступление перед публикой требует отставить в сторону неуверенность и донести до людей нечто более важное, чем ваши чувства. Нужно понять, что вы выступаете не для себя, а чтобы кому-то помочь.

Эрин Грувелл, основательница Общества писателей свободы
из личного архива

Эрин Грувелл, основательница Общества писателей свободы

Для меня самая сложная аудитория — это дети в суде по делам несовершеннолетних и корпоративная аудитория. Ни те, ни другие не обязаны вас слушать. В таких случаях я стараюсь вести себя так, как будто веду урок с трудными школьниками. Найдите наименьший общий знаменатель — человека, который негативно настроен по отношению к вам или не может сосредоточиться. Если вы заинтересуете его, все остальные тем более будут вашими.

Джим Джилл, партнер юридической фирмы Bryan Cave
из личного архива

Джим Джилл, партнер юридической фирмы Bryan Cave

Я полагаюсь на юмор, но неудачной шуткой можно испортить все. Глупее всего критиковать публику, которая отреагировала на вашу плохую шутку.

Гленн Ротман, основатель компании Hearts On Fire, торгующей бриллиантами
из личного архива

Гленн Ротман, основатель компании Hearts On Fire, торгующей бриллиантами

Всегда готовьтесь заранее. Мне часто приходится выступать на конференциях ювелиров. Моя речь отточена уже за две недели до выступления. Я не читаю напечатанный текст, обычно я готовлю лишь 8-10 связок — чтобы перейти от одного вопроса к следующему. И я должен написать все сам. Я иду погулять на 20 минут, погружаюсь в тему, нахожу три важные мысли, возвращаюсь и тут же их записываю.

Скотт МакНили, основатель Sun Microsystems
из личного архива

Скотт МакНили, основатель Sun Microsystems

Не будьте скучными. Студентом я отсидел на множестве лекций, на которых хотелось плакать от скуки. Если вы шутите или спорите сами с собой, всегда есть риск, что публика вас не поймет. Но я думаю, если ваша речь занимательна, люди вас услышат и начнут питать к вам симпатию.

Джэк ЛаЛанн, 92-летний гуру фитнеса
East News·AFP·Image Forum

Джэк ЛаЛанн, 92-летний гуру фитнеса

Вы можете говорить хорошо, только если верите в то, о чем говорите. Всю свою жизнь я был очень-очень скромным. Я с ума сходил, когда мне предстояло выступать перед толпой, но мне было о чем рассказать. Когда я говорю с людьми, я думаю лишь об одном: как мне помочь этому человеку — этой женщине, этому ребенку, этому больному артритом, как я могу помочь этим людям помочь самим себе?

Том Йортон, президент театра импровизации The Second City в Чикаго
из личного архива

Том Йортон, президент театра импровизации The Second City в Чикаго

Раньше я возглавлял Second City Communications, подразделение корпоративного обучения. Многие годы я выступал так, как выступают другие, — будто носил одежду, которая мне не подходит. Гораздо лучше было делать все по-своему. Скажем, я мог бы использовать музыкальный клип или изображения, что-то более метафоричное — например, я мог бы показать Пизанскую башню, говоря о почитании несовершенства.

Доктор Роберт Г. Шуллер, пастор, основатель общины Хрустального собора
из личного архива

Доктор Роберт Г. Шуллер, пастор, основатель общины Хрустального собора

Делайте публике комплименты. Каждое приглашение прочитать речь — это комплимент и честь для вас, поэтому лучше признайтесь в этом сразу. В этом не будет лицемерия, ведь все делают что-то, что не ставят себе в заслугу.

Марти Марковиц, глава района Бруклин
из личного архива

Марти Марковиц, глава района Бруклин

Какой бы важной ни была презентация, не нужно относиться к себе слишком серьезно. Самоирония всегда присутствует в моих выступлениях. С ее помощью я даю публике понять, что мы все в одной лодке, а не то что я «здесь», а они «там».

Судья Мария Лопез, ведущая дневной телепередачи о суде
из личного архива

Судья Мария Лопез, ведущая дневной телепередачи о суде

Повторяйте одно и то же, но разными словами, особенно если вам нужно что-то продать. Рассказывая о праве, я использую это в качестве образовательного приема, но это и прием продавцов. С его помощью вы оставляете отпечаток в памяти людей.

Ричард ЛаГравенис, режиссер и сценарист
East News·AFP·Image Forum

Ричард ЛаГравенис, режиссер и сценарист

Не бойтесь работать «без бумажки». Помню, как я читал лекцию про Марвина Боровски в Академии кинематографических искусств и наук. Я был весь на взводе, а перед вечерним выступлением просто запаниковал, представив аудиторию из 650 человек. На маленьком клочке бумаги я написал ключевые слова, напоминающие об историях и темах, которые помогут мне двигаться дальше. Я был на высоте. Публика разогревается, когда видит ваш энтузиазм и волнение, когда вы проявляете свои человеческие качества.

Аллен Хершковиц, старший научный сотрудник Совета по охране природных ресурсов
из личного архива

Аллен Хершковиц, старший научный сотрудник Совета по охране природных ресурсов

Упрощайте факты и сокращайте объем информации. У нас есть «правило трех»: не затрагивайте больше трех вопросов. Я выступаю в детских садах; меня приглашают на большие праздники вроде Дня Земли. Каждый раз я заставляю себя сесть и подумать о сути моей речи и о наиболее простом способе ее изложения.

Преподобный Киран Харрингтон, священник Бруклинской епархии, церковь Святого Патрика
из личного архива

Преподобный Киран Харрингтон, священник Бруклинской епархии, церковь Святого Патрика

Когда я проповедую (преподобный читает 10 проповедей в неделю — Forbes.), я не обращаюсь к толпе из 800 человек, а стараюсь говорить с каждым в отдельности. Важен зрительный контакт. Я перевожу взгляд слева направо и останавливаюсь  секунду-другую на каждом. Если кто-то покажется мне незаинтересованным, я буду возвращаться к нему снова и снова, в надежде завладеть его вниманием. Но нужно быть очень осторожным: если вы говорите, например, о супружеской неверности, не заставляйте человека, на которого вы смотрите, почувствовать, что вы разоблачили его!

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+