С Таймс-сквер изгнаны 53 000 машин
Солнечным августовским вечером глава отдела транспорта мэрии Нью-Йорка Джанет Садик-Хан вышла на Таймс-сквер, чтобы осмотреть пешеходную зону площадью около гектара, которую она устроила тремя месяцами ранее. На Таймс-сквер, по которой раньше проезжали 53 000 машин ежедневно, образовался непривычно тихий оазис — под горящими рекламными щитами и экранами спокойно прогуливаются тысячи человек.
«Вам когда-нибудь раньше приходилось здесь сидеть? — спрашивает она и улыбается (из-под жакетика ее брючного костюма выглядывает загорелая талия). — Эта дорога с незапамятных времен проходит через сердце Нью-Йорка, и 200 лет здесь возникали заторы».
На разрисованном асфальте выстроились красные стулья и столики кафе, здесь можно встретить кого угодно: от пары чопорных британских туристов до бездомного со спутанными волосами в грязной футболке или уличного музыканта в подштанниках, ковбойских сапогах и шляпе, который переехал в эту пешеходную зону с перекрестка Бродвея и 46-й улицы.
Тротуары превратились в бульвары
Создание крохотных парков посреди самого безумного и загруженного города Америки — это стратегия 49-летней Садик-Хан. Она совсем не вписывается в образ бюрократа. Должность главы транспортного отдела, которую она получила в апреле 2007 года, обычно доставалась замученным чиновникам, отвечавшим за ремонт колдобин на дорогах и смывание граффити (глава отдела заведует улицами, тротуарами, бесплатными мостами, тоннелями и паромом на Стейтен-Айленд, но не городским общественным транспортом с оборотом $6,1 млрд). Садик-Хан приступила к работе с энергией набирающего ход скоростного поезда.
Ее назначил мэр-миллиардер Майкл Блумберг, чтобы она провела в жизнь его программу превращения Нью-Йорка в зеленый и удобный для жизни город. Садик-Хан не дорожный функционер, а дорожный инноватор. Она уже превратила 21 га автодорог в зоны для пешеходов и велосипедистов.
Деятельность Садик-Хан привлекла внимание мэров и транспортных чиновников по всему миру. В качестве главы отдела транспорта она объездила США, побывала в Копенгагене, Боготе, Пекине и Сан-Паулу. В Копенгагене Садик-Хан подхватила идею велосипедных дорожек, которые затем организовала на Гранд-стрит Манхэттена, на Восьмой и Девятой авеню. Велосипедисты отделены от автомобилей полосой тротуара или рядом припаркованных автомобилей. Зеленые с Западного побережья США удивятся, узнав, что Нью-Йорк может поспорить по организации велосипедных дорожек с Портлендом.
Эдвард Рейскин, глава Управления общественных работ Сан-Франциско, говорит: «Меня впечатляет ее энергия, вдумчивость и стратегический подход, но более всего — скорость, с которой она проводит идеи в жизнь. Это редкий случай в государственном управлении». Рейскин по примеру Садик-Хан начал программу «От тротуаров к паркам». Для оживления тротуаров используются недорогие материалы: картонные кадки для цветов и уличные столы и стулья.
Скоро Садик-Хан будет рассказывать о своей работе в Ванкувере. «Она проповедует собственное представление о том, каким будет городской транспорт в ближайшие 30 лет», — говорит Томас Прендергаст, директор TransLink (заведует транспортом в 22 муниципалитетах в одной из провинций Канады).
Дорожный инноватор ездит в мэрию на велосипеде
Дочь управляющего директора PaineWebber и репортера New York Post, Садик-Хан приняла предложение Блумберга, имея за плечами недолгую службу в Министерстве транспорта США при Клинтоне и 10 лет работы в международной инжиниринговой компании Parsons Brinckerhoff.
Садик-Хан — заядлая велосипедистка, она часто ездит на работу на велосипеде из Гринич-виллидж, где живет с мужем, профессором юриспруденции Нью-Йоркского университета, и 13-летним сыном. Она окончила Западный колледж и Школу права Колумбийского университета. По ее словам, мэр дал ей большую свободу действий. Его единственное предостережение: «Не испорти».
Глава отдела транспорта ничего не испортила, но наделала много шума. «Я не считаю, что это плохая идея — сделать Бродвей пешеходным, — говорит член городского совета Джон Лю. — Проблема в том, что процесс принятия решения не был прозрачным». По его мнению, Садик-Хан пренебрегла интересами предприятий, расположенных на боковых улочках. Доставка товаров на Таймс-сквер стала происходить с задержкой. В хасидской общине бруклинского района Уильямсбург жители жаловались, что мимо их домов проезжают велосипедистки в обтягивающих костюмах. Садик-Хан отбивается от критики, уверяя, что тесно сотрудничает с 59 общественными советами города и проводит масштабный анализ транспортных потоков, прежде чем перекрывать движение на улицах. «Мы провели двухлетнее исследование дорожного движения, проследили передвижения каждой машины на Манхэттене», — рассказывает она о том, как принималось решение превратить Таймс-сквер в пешеходную зону.
"Летние улицы": на проезжей части танцуют сальсу
Она разрабатывает маршруты автобусов-экспрессов, чтобы хоть как-то компенсировать долг правительства США по строительству метро и железных дорог. Первый успех — скоростной автобусный маршрут в Бронксе, который, по ее словам, сократил жителям время на дорогу до работы на 24%. Пассажиры оплачивают проезд перед посадкой, а автобусы движутся по выделенной полосе с согласованной работой светофоров.
Также она планирует расширить программу «Летние улицы», по которой этим летом на три субботы было перекрыто движение на одиннадцати километрах дорог на Манхэттене, чтобы ньюйоркцы могли заняться йогой, поучиться танцевать сальсу или просто выпить в городе без машин. Садик-Хан позаимствовала эту идею во время поездки в Боготу в мае 2008 года.
Одна из немногих провальных затей Садик-Хан — попытка ввести плату за въезд в центр Нью-Йорка. Законодательное собрание штата эту идею не одобрило. Садик-Хан, возможно, добьется еще большего успеха теперь, когда ее шеф преодолел ограничение на число сроков и намерен в третий раз участвовать в выборах. Амбиции Садик-Хан не выходят за пределы ее нынешних должностных обязанностей, но, как сказал бы Фрэнк Синатра, если она сумеет наладить дорожное движение в Нью-Йорке, она сможет наладить его где угодно.