«Это капля в море»: почему меры Собянина не помогут выжить московскому бизнесу
24 марта мэр Москвы Сергей Собянин провел заседании президиума правительства Москвы, на котором определили первоочередные меры поддержки столичного бизнеса. В них всего пять пунктов, частично дублирующих план поддержки предпринимателей, разработанный на прошлой неделе правительством. Московские меры распространяются только на несколько сфер — культуру, спорт, общественное питание, туризм, развлечения, образование и гостиничный бизнес.
Москва продлевает срок уплаты торгового сбора, авансовых платежей по налогу на имущество и земельному налогу для организаций, освобождает от уплаты аренды тех, кто снимал помещение у города и уже приостановил свою деятельность из-за коронавируса. А те, кто арендует у Москвы, но продолжает работать, получат отсрочку по выплатам до июня. Владельцам павильонов и киосков в переходах и вестибюлях метро можно будет платить только половину арендной ставки.
Forbes спросил у бизнесменов из сфер, которых коснулся антикризисный план столичных властей, спасут ли эти меры их компании.
«Эти пункты не помогут большинству рестораторов»
Борис Зарьков, владелец ресторанной группы White Rabbit Family
Каникулы с налогом на имущество только для тех точек общественного питания, кто владеет помещением. Мы не владеем. У нас аренда. И у Москвы мы не арендуем. Так что эти пункты вообще никак не могут помочь большинству рестораторов. Единственное, что могло бы помочь — налоговые каникулы на ближайшие полгода.
«По сравнению с Европой это капля в море»
Максим Журило, основатель сети школ правильного бега, плавания и велоспорта I love supersport
Все спортивные объекты в Москве и в Московской области сейчас закрыты, в ближайшее время, видимо, будут закрыты и по всей России, образовательные мероприятия мы тоже никакие не проводим. Соревнования по триатлону Iron Star, в число организаторов которых я вхожу, мы уже перенесли с весны на осень, потому что массовые спортивные мероприятия тоже запрещены. Весь наш бизнес был в офлайне, и получилось так, что мы фактически приостановили деятельность. Мы пробуем разные форматы онлайн, но в любом случае это не то, на чем мы специализировались.
Нам эти меры помогут, но не очень. Во-первых, у нас нет муниципальной аренды, соответственно, два пункта из пакета мимо. Если говорить про отсрочку социальных выплат, — в целом, это неплохо, но надо понимать, что отсрочка — это значит, что потом все равно надо будет платить. Это лучше, чем ничего. Но в сравнении с тем, что делают европейские правительства, это капля в море.
Что бы нам помогло на самом деле? Во-первых, беспроцентный стабилизационный кредит на год существенно помог бы сохранить ликвидность. Во-вторых, компенсировать из стабилизационного фонда часть зарплат сотрудникам.
«Для нас это неприменимо»
Мария Бородецкая, соосновательница культурной платформы «Синхронизация»
У нас нет налога на имущество, потому что у нас нет имущества. Поэтому эта в целом положительная инициатива касается нашего проекта очень косвенно — мы арендуем площадки, на которых мы работаем. И арендуем их не у города. Наверное, это хорошо для театров, музеев или каких-то других культурных институций. А для нас неприменимо.
Мы, конечно, ведем переговоры об улучшении условий аренды на этот период, но в любом случае, это частные внутренние переговоры, которые не регламентирует государство. Впрочем, возможно, послабления для тех, кто снимает помещения у Москвы, станут дополнительным аргументом в переговорах с коммерческими площадками. Мы чувствуем себя в одной лодке с нашими арендодателями и пытаемся найти компромиссные варианты, которые помогут сохранить бизнес нам обоим.
До коронавируса «Синхронизация» активно работала как в офлайне, так и в онлайне. Мы отменили все «живые» лекции — это больше 200 мероприятий до 10 апреля. Хотя я думаю, что 10 апреля ничего не закончится, и мы и дальше будем все сносить. В связи с ситуацией мы оперативно перебросили нашу команду с офлайна на онлайн и очень активно его растим. Это позволило нам не сокращать команду и продолжать нормально жить сейчас.
«Без этих мер мы бы умерли»
Вук Варагич, владелец сети павильонов в переходах метро
Мы [владельцы и арендаторы павильонов в метро и переходах] письмо написали. [Михаилу] Мишустину, [Сергею] Собянину. Реакцией [снижение на 50% арендной платы для владельцев павильонов в переходах метро] мы довольны, в целом. Единственно, чем мы недовольны, так это тем, что нам с торговым сбором не дают послаблений. Для нас это и так серьезный налог, серьезное обременение на бюджет. А по нему нам дали только отсрочку. Хотелось бы получить такую же скидку и на торговые сборы, а возможно и его полную отмену. До прекращения форс-мажорных обстоятельств, о которых мэр сказал.
А так, половина аренды — это реально круто. Позволит нам выжить. У нас попадало все на 40-50% как минимум, у некоторых объектов в разы. Без этих мер мы бы умерли.
«Чем спортивный клуб опаснее ресторана на сто столов?»
Андрей Шубин, совладелец кроссфит-клуба MSK CrossFit, кофеен Finch и Surf Coffee
У нас много площадей, они разные, но у нас нет ничего в собственности. Поэтому непосредственно меня и моего партнера это никак не коснется. Но, возможно, поможет в переговорах с арендодателем. Пока что в случае с кафе переговоры к успеху не привели: ведь у владельца помещения никаких послаблений не было, почему он должен делать мне скидки? Я заинтересован, чтобы собственник получил помощь, потому что, как следствие, ее получаю я. И как следствие следствия, мои сотрудники, которых я смогу поддержать в период, когда у них не будет работы. Теперь мне есть, чем оперировать: я знаю, что тебе помогли, поэтому помоги и ты.
Спортивный клуб вообще закрыт по предписанию Роспотребнадзора. Не по моей вине. Мы ждем решения владельцев помещения, но я все же надеюсь, что аренду на закрытое заведение нам отменят.
Мы, к сожалению или к счастью, у Москвы ничего не арендуем. Муниципальное имущество вообще специфичное — как правило, не суперликвидное, что-то большое, но с каким-нибудь осложнениями вроде подвалов школ. Я не думаю, что много случайных предпринимателей арендует что-то у города.
Глядя на то, что происходит в Европе и в остальном мире, я чувствую себя странно. Мы ждем со дня на день директив о принудительном закрытии, потому что совершенно непонятно, чем спортивный клуб опаснее ресторана на сто столов, на триста человек посадки. Мы ждем, что весь ретейл закроется со дня на день. И почему-то этим дали послабления, этим не дали — принцип выбора непонятен. Скорее всего, все это в ближайшее время потеряет силу, когда мы массово уйдем на карантин и останутся только продовольственные магазины и аптеки.
«Государство медлит»
Рустам Эйбатов, основатель обувного бренда Affex
Чтобы выжить, бизнесу необходимы льготы, выраженные в отсрочках налоговых и кредитных платежей. Мы рассчитываем только на себя. Когда требуются действительно диктаторские методы по сдерживанию вирусной эпидемии — например, запрет на появления на улице и закрытие городов, наше государство медлит.
«Нужен беспроцентный кредит»
Леонид Голенков, основатель турагентства «Горячие туры»
Налог на имущество никак нас не касается — мы арендуем офис. И арендуем его не у Москвы, а у коммерческой структуры. Но наши арендодатели пошли нам навстречу и предоставили каникулы. Налоговыми каникулами (которые предусмотрены пакетом мер поддержки бизнеса, разработанных правительством — прим. Forbes) мы уже воспользовались. Про торговый сбор я вообще никогда не слышал.
Реально бы нам помогло льготное кредитование. Дело в том, что у нас обороты упали на 90%, поэтому нечем платить заработную плату сотрудникам, поэтому кредит, желательно беспроцентный, нам бы позволил держать сотрудникам сегодняшний уровень зарплаты.
«Некоторые арендодатели сами идут навстречу»
Ольга Галушина, представитель мобильного оператора Tele2
Tele2 арендует помещения у коммерческих организаций, поэтому на нас меры поддержки правительства не распространяются. Несмотря на то, что большинство арендодателей отказываются давать скидки по аренде, есть партнеры, которые идут навстречу. Некоторые из таких арендодателей сами предложили скидку, либо перевод аренды только на процент от товарооборота.
«Поможет полное обнуление»
Андрей Левыкин, генеральный директор «МегаФон Ритейл»
Отсрочка арендных платежей не решит проблемы бизнеса – ни в случае закрытия торговых объектов, ни в случае снижения трафика. Отсрочка приведет к тому, что после нескольких недель или месяцев отсутствия прибыли бизнес должен будет платить полторы арендные ставки каждый месяц до конца года. В сложившихся условиях решением, которое действительно поможет малому и среднему бизнесу продолжать работать, будет снижение арендных ставок и полное обнуление аренды на период карантина.