К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Отмена единого налога, штрафы за маркировку и самозанятые: как изменится жизнь бизнеса в 2020 году

Paulo Whitaker / Reuters
Paulo Whitaker / Reuters
В новом году в России в силу вступает несколько законодательных и налоговых новшеств, которые повлияют на бизнес. Forbes пообщался с предпринимателями и выяснил, как перемены отразятся на их работе

Мы попросили юристов  назвать самые значимые законодательные и налоговые изменения, которые повлияют на работу предпринимателей в 2020 году. Получился список из шести пунктов, среди них — отмена единого налога на вмененный доход при продаже лекарств, обуви и одежды из меха, введение обязательной маркировки лекарств, табачной продукции и обуви, закон об органической продукции и распространение налога для самозанятых по всей России. Готов ли малый бизнес к новшествам и как они повлияют на рынок?

Частичная отмена налога на вмененный доход

ЕНВД — специальный режим налогообложения, который могут использовать предприниматели, работающие в разных сферах — прежде всего, в розничной торговле и общепите, бытовых услугах, перевозках. Компании, которые работают по  ЕНВД, должны соответствовать следующим критериям: доля участия других организаций в их уставном капитале не должна превышать 25%, а средняя численность сотрудников — сотни человек. Главное преимущество ЕНВД в том, что при этом режиме налог начисляется не на доходы или прибыль, а на произведение нескольких показателей: базовой доходности от вида деятельности (прописана в Налоговом кодексе), физического показателя (число работников или площадь помещения) и двух коэффициентов, которые устанавливаются властями. Ставка налогообложения по ЕНВД составляет 15%.

По статистике ФНС, на 1 января 2019 года режимом пользовались 260 000 юрлиц и почти 2 млн индивидуальных предпринимателей. Это треть всех, кто использует специальные налоговые режимы, уточняет Иван Ефременков, заместитель исполнительного директора «Опоры России». С 2020 года тем из них, кто занимается продажей маркированных товаров — лекарств, изделий из натурального меха и обуви — придется перейти на другую систему налогообложения — упрощенную (УСН) и общую (ОСНО). Продавцы одежды из натурального меха по новым правилам начнут работать с 1 января, обуви — с 1 марта, лекарств — с 1 июля.

 

Применять ОСНО вместо ЕНВД смогут любые организации и ИП, а вот УСН будет доступен только предприятиям, которые не имеют филиалов, где работает меньше 100 человек, а годовая выручка не превышает 150 млн рублей, замечает юрист компании Forward Legal Арпине Пирумян. По ее словам, в большинстве случаев налоговые расходы при УСН меньше, чем при общем режиме: «Так, единый налог на УСН платят по ставкам от 1% до 6% — с доходов без вычета расходов, от 5% до 15% — с прибыли. Конкретную ставку устанавливают регионы. Что касается общего режима, то организации должны платить налог с прибыли по ставке 20% (регионы могут снизить ее), а ИП — НДФЛ по ставке 13%». Если компания, помимо попадающих под запрет товаров, продает и другие, то она может совмещать УСН или ОСНО с ЕНВД. Для перехода на УСН уведомление по установленной форме нужно подать до 31 декабря. В противном случае к бизнесу автоматически будет применяться общая система налогообложения, предупреждает юрист.

Полностью ЕНВД в России отменят с 1 января 2021 года. Любой из регионов при этом может отменить режим у себя на территории досрочно. Так, например, произошло в Пермском крае, где по инициативе властей региона муниципалитеты получили право отказываться от ЕНВД с 1 января 2020 года. В министерстве экономического развития и инвестиций региона рассудили, что ЕНВД нужно отменить как «неэффективный налоговый режим, нарушающий принципы справедливой конкуренции и ставящий предпринимателей в неравные условия». По словам Пирумян, налог не учитывает фактическую выручку или доходы налогоплательщиков, из-за чего налоговая нагрузка получается необоснованно низкой. После отмены ЕНВД ИП смогут перейти на патентную систему налогообложения (ПСН) и отчислять в бюджет 6% от налоговой базы по тем видам деятельности, которые включены в перечень и по которым есть возможность получить патент (производство молочной, хлебобулочной продукции, аренда своих жилых и нежилых помещений и др). ООО с ПСН по закону работать не могут.

 

Представитель Минфина сообщил Forbes, что речь идет не об отмене ЕНВД — правительство просто не планирует продлять действие режима после 1 января 2021 года. ЕНВД неэффективен, поскольку «ведет к существенному уклонению от уплаты налогов»: он «не учитывает масштабы экономической деятельности и применяется вне зависимости от размера фактической выручки или дохода налогоплательщика», разъясняет представитель ведомства. Режим недобросовестно применяют те, «чья деятельность не предполагает законного снижения налоговой нагрузки, но они используют схемы налоговой оптимизации», подчеркивает собеседник Forbes. К тому же налог попросту устарел, напоминают в Минфине: технологии сегодня позволяют контролировать фактически полученный доход у всех предприятий. С отменой ЕНВД у ИП и организаций будет возможность использовать другие упрощенные режимы: организации смогут перейти на упрощенную систему налогообложения, а ИП — на патентную систему налогообложения или на уплату налога на профессиональный доход, который с начала 2020 года будут применять уже в 23 регионах, а с середины 2020-го будет рассмотрена возможность распространения этого налогового режима на всю страну, добавил представитель министерства.

Полная отмена ЕНВД может ударить по налогоплательщикам, говорит замдиректора департамента аудита пермской компании «Инвест-аудит» Наталья Шилова. Так, по ее словам, помимо налоговой нагрузки, у бизнеса возрастут учетные расходы — нужно будет вести бухгалтерский учет практически наравне с крупными предприятиями. Налоговые расходы из-за отмены ЕНВД увеличатся не в разы, а гораздо больше, подтверждает Мария Эрмель, гендиректор санкт-петербургского мехового салона «Зимняя Сказка»: «Если раньше нам хватало одного бухгалтера, чтобы вести отчетность, то теперь нам нужно будет нанимать двух высокооплачиваемых специалистов. Мы полностью потеряем прибыль, и, думаю, будем закрываться».

Пермские предприниматели досрочной отменой ЕНВД тоже недовольны. «Неправильно все делать в один год. Никого не интересует, «за» мы или «против», — жалуется представитель ИП Костарев С. В., который продает стройматериалы. «Мы закрываемся, потому что другие системы совсем невыгодны», — говорит представитель ИП Обыдённов С.В., пермской компании-поставщика офисного оборудования. «Я в любом случае проигрываю: ЕНВД — беспроцентный налог, а сейчас мне надо вставать на УСН и платить вместо единого налога 6% с выручки, либо 15% с разницы доходов и расходов. Малый бизнесе всегда больше всех страдает», — говорит Алексей Шипков, владелец пермского магазина упаковки. Впрочем, некоторые к налоговым переменам относятся спокойно и пока не собираются закрывать бизнес. «Надо поработать, посмотреть, тогда будет понятно», — передал Forbes на условиях анонимности владелец местного кондитерского магазина.

 

Вступление в силу закона об органической продукции

С 1 января 2020 года вступает в силу еще один новый закон — «Об органической продукции». Под органической теперь понимается экологически чистая сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует ряду требований: растения выращиваются в почве, при изготовлении продукции не используются агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста и откорма животных, гормональные препараты, генно-инженерно-модифицированные или трансгенные организмы и др. «Эти критерии на три четверти соответствуют европейским», — говорит Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза, который занимался написанием закона.

Предприятия, чья продукция соответствует требованиям, смогут добровольно пройти сертификацию. Без сертификата использовать маркеры «органический», organic или любые сокращения и производные слова свободно, как прежде, они не смогут. «По использованию слов «био» и «эко» прямого запрета нет. Возможно, что на практике наличие этих слов на упаковке будет расцениваться как введение в заблуждение», — добавляет Арпине Пирумян.

Сертификацией предприятий, производящих органическую продукцию, занимаются аккредитованные на это компании. На сегодняшний день их три: «Органик эксперт», Воронежский филиал «Россельхозцентра» и «Роскачество», уточняет Олег Мироненко. По его словам, стоимость сертификации разнится в зависимости от сферы деятельности (растениеводство, животноводство и др.). «Если вы выращиваете овощи и у вас примерно 100 гектаров земли, то получение российского сертификата обойдется вам в 70 000-100 000 рублей в год», — приводит в пример он. Производителям, использующим маркер «органический» и «organic» без сертификата, будет грозить штраф 300 000-500 000 рублей. Продуктовым сетям, которые распространяют такой товар, — до 1,5 млн рублей, говорит Мироненко.

Некоторые крупные производства уже успели пройти сертификацию. Среди них, например, компания-производитель сыров и молочной продукции «История в Богимово». По словам Эдуарда Почивалина, российский сертификат он получил в декабре 2019 года. Прежде каждые 5 лет «История в Богимово» проходила европейскую сертификацию. «Европейский не котируется в России, но доверие к этой системе у потребителя уже сформировано. Отечественный пока новый, поэтому европейский мы будем продлевать обязательно», — рассказывает Почивалин.

Среди опрошенных Forbes малых предприятий успевших сертифицироваться не много. «Мы уже приступили к подготовке нашего производства и продукции к получению этого сертификата. До того момента, как получим сертификат, соответствующий закону, будем убирать с упаковок надпись «organic», — рассказывает Евгения Буданова, основательница проекта-производителя зож-десертов Makosh.

 

«Добровольную сертификацию мы тоже не проходили и пока не планируем», — говорит Ирина Липская, директор по развитию направления ультрапастеризованного молока Брянского молочного комбината, который использует слово «эко» на упаковках продукции бренда «Милград». «Мы проводим ребрендинг этой торговой марки, и решение о дальнейшем использовании слова «эко» будет принято после разработки стратегии бренда».

Главная проблема на рынке органической продукции сегодня — в том, что бизнес, выводя товар на полку, не может продать его как органический, потому что существует очень много фальсификата, считает Олег Мироненко. Закон «Об органической продукции» обязан изменить положение дел, считают Мироненко и Почивалин. Основатель томского бренда эко-продукции на основе масла сибирского кедра Siberian Secrets Виталий Данекин с ними не согласен: «На бумаге звучит многообещающе, но как это будет ли работать на практике — большой вопрос. Штрафы такие маленькие, что многие производители фальсификата будут их платить и не заморачиваться». Сам Данекин российский сертификат получать не планирует — из-за отсутствия закона «Об органической продукции» вывел свой товар на американский рынок и собирается продолжать рост там.

Обязательная маркировка обуви

Последние годы в России идут эксперименты с обязательной маркировкой продукции — табачных и меховых изделий, обуви и сигарет. Когда обязательная маркировка вступит в силу, производители и импортеры должны будут наносить на продукцию и вносить в систему мониторинга «Честный Знак» средства идентификации. Фактически это просто двумерные коды, которые выдает оператор системы. Они содержат данные о продукте: наименование, название производителя, дату, время и место выпуска. В систему нужно вносить информацию и всем остальным организациям и ИП, которые имеют дело с маркированной продукцией — в том числе, конечным розничным магазинам.

Рынок переполнен контрафактом, говорит Ольга Белова, адвокат, эксперт по экономическим преступлениям. По ее словам, маркировка поможет ограничить выброс контрафактной продукции на прилавок, избавит рынок от «серых» продавцов.

 

Чтобы пройти процедуру маркировки, продавцам нужно зарегистрироваться в личном кабинете на сайте национальной системы маркировки «Честный знак» (оператор «Центр развития перспективных технологий», 50% которого принадлежит USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% — госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Александру Галицкому). Затем передать сведения о товарах в информационную систему мониторинга, получить доступ к устройствам регистрации кодов, заказать маркировку и нанести на товар. Стоимость маркировки одной упаковки — 50 копеек без учета НДС.

Компаниям, которые не нанесут маркировку на этапе производства, грозит штраф от 50 000 до 100 000 рублей. Должностным лицам и ИП — от 5 000 до 10 000 рублей, предупреждает Белова. Продавцам, которые решат торговать немаркированными товарами, хранить или перевозить их, грозит штраф от 50 000 до 300 000 рублей. При этом продукцию могут конфисковать. Злостным нарушителям грозит уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до трех лет, уточняет юрист.

«Большинство наших клиентов — крупные производители и дистрибьюторы — о законе узнали первыми, как только начались первые разговоры. Было много вопросов и непонимания, как это реализовать и сохранить конкурентную конечную стоимость товара. По нашим опросам, полностью готовы лишь единицы компаний, остальные планируют успеть в срок», — комментирует Анаит Василян, руководитель таможенного отдела группы компаний AsstrA. По ее словам, малый и средний бизнес с новыми требованиями еще плохо знаком, а маркировка товаров приведет к удорожанию продукции в среднем на 10%.

Обязательная маркировка обуви вступает в силу с 1 марта 2020 года. «Для легальных производителей особых изменений нет, обувь и табачные изделия и так маркируются, только не в цифровом формате, как предполагает реформа», — уточняет Елена Козина, адвокат, старший партнер юридической фирмы «ЭЛКО профи». По словам Поповой, некоторые продавцы все же могут избежать этой процедуры. Речь идет об обуви, которая продается в магазинах беспошлинной торговли. А также товарах, которые хранятся у производителя, которые вернули покупатели, и обуви, которую произвели для рынка ЕАИС.

 

Предприниматель Махач Хайбаев, основатель бренда мужской обуви ручной работы Migliori, еще не промаркировал товар. Его сотрудники выясняют, как это сделать и сколько процедура будет стоить. «Мы все будем делать в рамках закона. Мне кажется, это [вступление закона в силу] круто. Наш бренд, например, уже подделывают, а маркировка защитит покупателей», — считает предприниматель.

Маркетплейсы тоже готовятся к переменам. «Как площадка, соединяющая продавцов миллионов товаров и покупателей, мы активно участвуем в пилотных проектах по маркировке товаров – в рабочей группе при МинПромТорге и ЦРПТ обсуждаем специфику e-comerce и стремимся учесть все нюансы в методических рекомендациях для всех участников рынка онлайн-торговли», – говорит Сергей Кучушев директор по связям с государственными органами, Ozon. По его словам, у предпринимателей сейчас много вопросов, которые еще предстоит урегулировать.

«Это довольно трудоемкий процесс, который требует автоматизации. Уже около года участники рынка наносят маркировку, чтобы процесс был отлажен», — рассказывает Константин Бондаренко, заместитель генерального директора BMJ-logistics. По его словам, с первого марта мелкие производители и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на обувных товарах, уйдут с рынка, потому что не смогут оформить этот процесс в короткие сроки.

Обязательная маркировка лекарств

Закон, который предусматривает изменение системы обращения лекарств, приняли еще в 2017 году. Там было указано, что положения об обязательной маркировке и мониторингу за оборотом лекарств вступают в силу с 1 января 2020 года. Однако Госдума уже приняла закон о переносе срока вступления изменений в силу на 1 июля 2020 года. Он одобрен Советом Федерации и подписан президентом.

 

На производителей лягут расходы по покупке принтеров, которые позволяют наносить коды на продукцию, а также камер машинного зрения, чтобы верифицировать печать, гофроящиков для агрегации информации и ПО, которое используется для передачи данных оператору, — перечисляет заместитель технического директора и руководитель группы по внедрению маркировки «Эвалар» Роман Сторожук.

Заботы для других участников рынка будут не такими масштабными, как для производителей и импортеров: аптекам, например, нужно будет зарегистрироваться в системе маркировки и закупить 2D-сканеры. «Подавляющее большинство аптек уже автоматизированы. Им нужно будет только заплатить за наладку и настройку ПО и купить сканеры по 3500 рублей за штуку», — говорит Мария Литвинова, исполнительный директор ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма». Переход на обязательную маркировку в среднем обойдется аптеке в 20 000-60 000 рублей за рабочее место сотрудника, уточняет Литвинова.

Компании-производителю лекарственных средств «Эвалар», например, внедрение обязательной маркировки обойдется в сумму около 100 млн рублей: 93 млн рублей придется вложить в оснащения производственных линий оборудованием для маркировки, еще 4,7 млн — в покупку программного обеспечения, по 50 копеек за единицу продукции нужно будет платить за код маркировки, добавляет Сторожук. «А еще ведь и персонал нужно дополнительно обучать работе с новой системой», — говорит он. Траты в свою очередь отразятся на стоимости продукции для конечных потребителей, замечает Сторожук.

По данным президента Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности «Росмедпром» Юрия Калинина, 40% производителей лекарств либо только получили оборудование для маркировки, либо заканчивают его настройку. Пока нет финальных требований к системе мониторинга МДЛП, разработчики программного обеспечения вынуждены проводить постоянные доработки и изменения, полностью не протестирована вся товаропроводящая цепочка передачи данных от производителя до конечного потребителя, это приводит к техническим ошибкам и невозможности продать лекарства, жалуется на текущие несовершенства заместитель технического директора «Эвалар» и руководитель группы по внедрению маркировки Роман Сторожук. Тем не менее, его прогнозы по внедрению маркировки в «Эвалар» оптимистичные — перейти к новому режиму работы он планирует в конце первого квартала 2020 года.

 

Обязательная маркировка сигарет

Еще одна группа товаров, подлежащих обязательной маркировке в 2020 году, — табачная продукция. Постановлением российского правительства с 1 июля 2019 года запрещено производство немаркированных сигарет и папирос, а  с 1 июля 2020 года запрещена их розничная продажа. Маркировать теперь нужно и другие виды табачной продукции, уточняет юрист компании LDD Анна Попова. Для соблюдения новых правил оптовики должны иметь усиленную электронную подпись и устройства для ее нанесения, уточняет глава практики интеллектуальной собственности CMS Russia Антон Банковский.

«Оборот немаркированных табачных изделий карается более жестко: штраф за несоблюдение правил маркировки составляет до 500 000 рублей, или лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 120 000 рублей», — предупреждает Козина.

Контролировать движение сигарет будут с помощью электронных универсальных передаточных документов (УПД). «Естественно, производителям и продавцам необходимо обучить сотрудников работать в этих системах. На это уйдут деньги. Необходимо заложить ресурсы – рабочие часы сотрудников на обучение работы в этой системе», — подчеркивает Белова.

Табачные компании к переменам уже готовы. «Практически 90% табачных изделий производится в России, импорта практически нет. Это обусловлено высокими пошлинами и заградительными барьерами, поэтому производители сигарет уже давно оснастили свои производства специальным оборудованием по маркировке», — рассказывает Константин Бондаренко из BMJ-logistics.

 

Распространение налога для самозанятых на 19 регионов

C начала 2019 года в России экспериментируют со специальным налоговым режимом — налогом на профессиональный доход для самозанятых. Люди, которые оказывают услуги физлицам, платят 4% от выручки, юрлицам — 6%. Результаты эксперимента признали удачными: в стране уже 330 000 самозанятых в Москве, Татарстане, Московской и Калужской области, налоги которых пополнили казну на 1 млрд рублей. С 1 января 2020 года самозанятые появятся еще в 19 регионах.

«Цель — вывести из сумрака доходы самозанятых и пополнить казну»,  — отмечает Ольга Белова. Система самозанятости гораздо проще ведения бизнеса в рамках ИП, отмечает юрист. Достаточно открыть счёт, скачать приложение Налог.Ру  и заполнить несложную форму.

По словам Козиной, самозанятым могут стать любые поставщики товаров и услуг. Такую работу можно совмещать с обычной — по трудовому договору. Но есть несколько ограничений. Среди значимых юрист выделяет три: самозанятым нельзя нанимать работников, перепродавать товары и имущественные права, зарабатывать больше 2,4 млн рублей в год. «Распространения режима на 19 регионов — это знак того, что эксперимент признан как минимум не угрожающим интересам сбора налогов, а как максимум — удачным. Почти половина из перешедших на режим в 2019 году не заявляли о своих доходах в 2018 году, а значит работали в теневом секторе экономики«», — добавляет Козина.  По закону оказывать услуги бывшему работодателю можно только через два года после увольнения, обращает внимание Попова. По ее мнению, «говорить об успешности эксперимента после одного года мало и распространять его на другие территории преждевременно».

Наказание за уклонение самозанятых от уплаты налогов зависит от степени «злостности» нарушения: от административного штрафа до уголовного преследования, предупреждает Белова. Самозанятым быть выгоднее, чем ИП. Ставка налога на профессиональный доход составляет 4-6%, никакие взносы при этом уплачивать не требуется. А ИП на упрощенной системе налогообложения сверх 6% налога приходится отчислять обязательные страховые взносы в размере 40 874 рублей и дополнительно 1% с выручки, если она превышает 300 000 рублей.

 

Онлайн-школа английского языка Skyeng поддерживает эту инициативу. «Все больше людей в России смогут «заплатить налоги и спать спокойно»  – это прекрасно, а делать это еще и экологичным способом — без бумажного документооборота – прекрасно вдвойне», — комментирует Екатерина Кокарева, главный юрист Skyeng. Компания сотрудничает с репетиторами со всей России. Раньше им приходилось пользоваться ИП, это было не очень удобно. Работать с самозанятыми гораздо проще — все юридические операции проходят онлайн, не нужно подписывать горы бумажных документов. Налоговая нагрузка компании не изменилась — при работе с ИП и самозанятыми не нужны дополнительные отчисления. Онлайн-сервис для поиска исполнителей YouDo тоже поддерживает перемены. 80% исполнителей на площадке — физлица, при работе с которыми сверх оплаты труда приходилось выплачивать НДФЛ — 13%. «Мы приветствуем расширение закона о самозанятых на регионы. Это упростит возможность работы в b2b-сегменте, потому что самозанятые исполнители могут выполнять заказы от юридических лиц. При этом мы как платформа не будем являться налоговым агентом, и для нас — это хорошая возможность выйти на b2b-рынок, объем которого гораздо больше, а также выше средний чек и более стабильные заказчики», — комментирует Денис Кутергин, сооснователь сервиса YouDo.

При участии Людмилы Петуховой, Натальи Пешковой

34 события, которые потрясли российский бизнес в 2019 году

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+