К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Жить в кайф: как Ирина Хакамада ушла из политики и научилась зарабатывать €50 000 в месяц на личном бренде

Фото DR
Фото DR
За 2010-е бывший депутат и кандидат в президенты превратилась из узнаваемого политика в популярного бизнес-тренера, писателя и блогера. Forbes узнал, на чем и сколько сегодня зарабатывает Ирина Хакамада и как она научилась быть счастливым человеком

Ирина Хакамада — один из самых ярких политиков 1990-х и начала нулевых, лидер либеральных сил, экс-депутат Госдумы и кандидат в президенты России — вот уже более десяти лет политикой не занимается. Она счастливо живет в четвертом браке с финансовым советником Владимиром Сиротинским и не скрывает, что залог гармоничных отношений — сексуальная свобода, которой супруги согласились поделиться друг с другом. Романы на стороне, по мнению экс-политика, помогают «качать сексуальную энергию», без которой не обойтись в бизнесе. По меньшей мере для самой Хакамады этот оригинальный рецепт семейного благополучия оказался эффективен: за прошедшее десятилетие она выросла во влиятельного бизнес-тренера, востребованного писателя и популярного блогера. Сильный персональный бренд, по оценке Forbes, позволяет экс-политику зарабатывать порядка €50 000 в месяц и оставаться счастливым человеком (который, к тому же, выглядит как минимум на двадцать лет моложе своих 64-х). Как удалось этого добиться, Хакамада рассказала в интервью Forbes.

Дочь самурая из коммуналки

Будущий кандидат в президенты России родилась в апреле 1955 года в Москве в семье японского диссидента-коммуниста Муцуо Хакамады и русской учительницы английского языка Нины Синельниковой. По словам Хакамады, ее отец был человеком удивительной судьбы: он происходил из древнего самурайского рода (фамилия Хакамада происходит от японских слов «хакама» — названия широких штанов, и «да», что в переводе означает «рисовое поле») и, поверив в коммунистические идеалы, сдался в советский плен в годы Второй мировой войны, после чего попал в читинские лагеря, откуда написал Иосифу Сталину письмо с просьбой о гражданстве. И якобы получил согласие генсека с одним условием — японец должен был жениться на гражданке СССР. При этом на родине у него остались жена и двое детей, из-за чего отца Хакамады всю жизнь терзало чувство вины — в браке родители были несчастливы и в 1981-м развелись, вспоминает Ирина.

В ее детстве семья ютилась в московской коммуналке, а у самой Хакамады, которую сверстники дразнили «китаезой», не было друзей. Из 700 рублей, которые отец зарабатывал на телевидении, куда устроился переводчиком, русской жене он оставлял лишь седьмую часть — остальное отправлял в Японию. Неудивительно, что уже в 18 лет Ирина постаралась начать новую жизнь и, поступив на факультет экономики и права Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, в первый раз выскочила замуж за однокурсника Валерия Котлярова: «Я решила, что сделаю все возможное, чтобы быть максимально независимой и при этом успешной».

 

Феномен Лабковского: как самый узнаваемый психолог России зарабатывает 130 млн рублей в год на лекциях о счастье

В 1978-м Хакамада окончила вуз и поступила в аспирантуру МГУ. Там она познакомилась с вторым мужем, преподавателем политэкономии Сергеем Злобиным. Молодую специалистку с нерусской фамилией и маленьким ребенком на руках — сыном Даниилом от первого брака — никто не хотел брать на работу. Поскольку зарплаты мужа семье не хватало, пришлось соглашаться на подработку ночным сторожем в больнице, где Хакамада «перечитала кучу литературы». Параллельно стала младшим научным сотрудником Госплана, начала преподавать в техническом вузе при ЗиЛе, в 1984-м защитила кандидатскую диссертацию по экономике и к 30-ти доросла до звания доцента.

 

Но даже академические успехи не позволяли семье выбраться из нужды. В годы перестройки Хакамада вновь была вынуждена подрабатывать — продавала вафли с вареной сгущенкой. В итоге в 1989-м она окончательно порвала с научной карьерой и стала пионером предпринимательства в стране — возглавила кооператив известного политика и бизнесмена Константина Борового «Системы + Программы», специализировавшийся на торговле компьютерами и софтом. По воспоминаниям Хакамады, предприниматели той эпохи сильно отличались от нынешних представителей бизнес-сообщества: «90-е — это был абсолютный хаос, смена всех социальных, экономических и политических моделей. В этих условиях все, кто начал заниматься частным бизнесом, были на 100% не образованы, их никто ничему не учил. Это была дерзость, чуйка, интуиция и воля».

Сотрудничество с Боровым продолжилось — в 1990-м Хакамада вместе с ним участвовала в создании Российской товарно-сырьевой биржи, где была главным экспертом и членом управляющего совета. Правда, Боровой в интервью изданию Lenta в 2015 году утверждал, что роль соосновательницы торговой площадки была имиджевой выдумкой для Хакамады-политика. Но Ирина и сегодня продолжает настаивать на этом статусе. На бирже, по ее словам, она заработала «первый миллион». Но дальше по предпринимательской стезе не пошла.

Кандидат в президенты с волчьим билетом

Порвать с бизнесом Хакамаду заставило увлечение политикой. В новую сферу ее привел случай: однажды в общении с чиновником, ответственным за разработку законопроекта о биржах, Ирина увидела, что собеседник «не может отличить фьючерс от форварда», и поняла, что должна сама оказаться на его месте, чтобы компетентно регулировать отрасль. Третий муж, предприниматель Дмитрий Сухоненко, с которым Хакамада жила с начала 90-х, идею не поддержал — считал, что женщине с экзотической внешностью и японской фамилией в политике делать нечего.

 

Однако Ирина быстро доказала неправоту мужа и других скептиков — она трижды избиралась депутатом и в совокупности провела в Госдуме 10 лет, с 1993-го по 2003-й. Среди своих законодательных инициатив Хамамада выделяет введение вмененного (ЕНВД) и упрощенного налога (УСН), облегчившие нагрузку на бизнес. Нынешний процесс постепенной отмены ЕНВД она считает ошибкой властей: «Бюрократия убивает рынок. [Власти] отменяют вмененный налог, потому что им не хватает денег в их закрома».

В 2003-м Хакамаде вместе с «Союзом правых сил» не удалось войти в новый состав парламента, а спустя год политик баллотировалась в президенты России и заняла четвертое место, собрав 2,7 млн голосов. Участие в гонке осложнялось тем, что ее дочь Мария от четвертого брака, родившаяся с синдромом Дауна, получила страшный диагноз — рак крови (спустя пять лет Мария победила болезнь).

На президентских выборах 2004 года Ирина Хакамада собрала 2,7 млн голосов
На президентских выборах 2004 года Ирина Хакамада собрала 2,7 млн голосов·Фото DR

Постепенно интерес Хакамады к политике угасал. «Все — энергии нет, интереса нет, не видно перспектив реализации идей, и команды нет. Что делать-то?» — вспоминает Ирина свои мысли того периода. Давление на оппозицию росло — Хакамаду даже стали реже приглашать на телевидение. «Такой волчий билет», — говорит Ирина.

В 2008-м она официально объявила о завершении политической карьеры. «Это не страшно, это, наоборот, [был] выход из зоны некомфорта», — заверяет Хакамада. Она получила много предложений о наемной работе, но на тот момент созрела для собственного дела. «Я хочу всегда заниматься только тем, что мне в кайф, но буду это делать так классно, что мне это будет приносить доход. Я никогда не пойду в наем, только за деньгами или только за славой, не любя и ненавидя то, чем занимаюсь», — объясняет Ирина логику собственных решений.

Рок-звезда и паровоз

Хакамада еще в 1990-х написала несколько книг о собственной жизни и в последние годы политической карьеры решила вернуться к литературной деятельности. В 2006-м вышла ее новая книга «Sex в большой политике», на которую обратила внимание основательница тренингового агентства «Сити Класс» Наталия Киселева. Она и пригласила Хакамаду прочитать лекцию о том, как выходить из трудных ситуаций. «Это был хороший повод поддержать выход книги и привлечь внимание к нашей молодой компании», — вспоминает предпринимательница в интервью Forbes.

 

Хакамада поначалу восприняла идею скептически, но, поразмыслив, решила, что «поболтать 45 минут» за гонорар в $100 несложно: «А чего не поговорить-то? Чего особенного?». Киселева, в свою очередь, признается, что уже тогда считала Ирину «самой яркой и талантливой женщиной России». По ее словам, Хакамада согласилась выступить не ради денег, а ради «доступа к аудитории и свободы слова».

Первая лекция, на которую пришли 30-40 человек, аудитории понравилась — «и понеслось», констатирует Ирина. Вскоре «Сити Класс» организовало для нее график по одному выступлению в квартал. Через год мастер-классы стали собирать по несколько сотен человек уже раз в месяц. Самая популярная тема выступлений Хакамады — «Драйв, кайф и карьера», говорит Киселева.

Сегодня Ирина читает по несколько лекций и мастер-классов в месяц — рассказывает о том, как начинать проект с нуля, вести деловые переговоры, доверяться интуиции и жить счастливо. В основе всех тренингов — собственный жизненный опыт. Например, мастер-классы «Айкидо деловых переговоров» и «Мастер общения» базируются на навыках, отточенных в телевизионных дебатах и переговорах с чиновниками. Хакамада на конкретных примерах объясняет аудитории, как грамотно вести дискуссию, распознавать манипуляции собеседника и находить подходящие аргументы. А в лекции «Рестарт. Перезагрузка» она рассказывает о мотивах ухода из науки в бизнес, из бизнеса в политику и обратно, а также о методиках персональной «перезагрузки» (в такие моменты Ирина, например, «взахлеб» смотрит кино).

«Я хочу всегда заниматься только тем, что мне в кайф, но буду делать это так классно, что мне это будет приносить доход»

По данным «Сити Класс», за 13 лет лекции Хакамады посетили 350 000 человек. «Она и рок-звезда среди мотивационных спикеров, и паровоз для многих образовательных бизнесов. Ее хотят все», — говорит Наталия Киселева. По оценке самой Ирины, переданные ею знания на практике применяют лишь 10-15% из слушателей, остальные приходят просто «посмотреть».

 

Лекторы уровня Хакамады «могут делиться опытом о том, как они проходили через трудности, какие вызовы встречали в жизни», но их аудитории важно помнить, что подобные выступления нельзя воспринимать как психотерапию от специалистов с профильным образованием, напоминает Амина Назаралиева, врач-психотерапевт, соучредитель психологического центра Mental Health Center. «Утверждать, что мастер-классы меняют жизнь, некорректно. Они могут очень сильно вдохновить кого-то, дать ценные идеи, что уже немало, особенно если ты запуталась или запутался», — добавляет эксперт.

Билет на трехчасовой мастер-класс Ирины в Москве стоит 3500-5000 рублей. Гонорар Хакамады не привязан к доходам «Сити Класса», сумму Киселева не разглашает. В интервью Harvard Business Review она рассказывала, что лекции экс-политика приносят «Сити Классу» большую часть доходов. По данным СПАРК, выручка юрлица агентства в 2018 году составила 32,4 млн рублей, прибыль — 1,3 млн. Киселева не скрывает, что компания дорожит Хакамадой: «Мы всегда думали о том, что интересно Ирине, предлагали новые темы, старались подстроиться под ее график. Даже отказывались от бизнеса с другими сильными звездами в пользу Ирины».

По словам коммерческого директора застройщика «Самолет — Северо-Запад» Андрея Останина, лекции и мастер-классы Хакамады в среднем обходятся компаниям, которые приглашают ее к себе на мероприятия, в $10 000-15 000. «Мы ее нанимали в качестве спикера. Это было очень круто, она порвала зал. Хакамада полностью отрабатывает деньги», — говорит менеджер. Ему особенно запомнилось, что во время выступления Ирина даже не стеснялась травить матерные анекдоты.

Иногда Хакамада отказывается от выступлений: «Нужно читать для своей аудитории. Нельзя пытаться заработать деньги везде, поэтому я отказываюсь от всяких лекций для губернаторов, для аппаратов. Я взорву им мозг — дальше как он будет работать? Среда другая, я ее знаю. Она не изменилась за все эти годы, там, наверху». Зато лекции для студентов и инвалидов Ирина регулярно читает бесплатно.

 

Бумажный и цифровой философ

Два других важных и регулярных источника дохода Хакамады — авторские отчисления за книги и реклама в Instagram. За 2010-е Ирина выпустила целый ряд бестселлеров на основе своих лекций — «Дао жизни: Мастер-класс от убеждённого индивидуалиста», «В предвкушении себя: От имиджа к стилю» и «РеСтарт: Как прожить много жизней». Последняя книга вышла в 2018 году и остается самой востребованной среди литературных трудов Хакамады, рассказывает Жанна Фролова, экс-редактор издательства АСТ, гендиректор издательств «1000 бестселлеров» и «Книжкин дом». По ее словам, в 2018 году было продано 30 000 экземпляров «РеСтарта», в 2019-м — 25 000. На втором месте «Дао жизни», продажи которой лишь чуть отстают. Остальные книги продаются по 3000-4000 экземпляров в год, добавляет Фролова.

По ее оценке, роялти приносят Хакамаде около 1,86 млн рублей в год, или 155 000 рублей в месяц. «Это высокие суммы и рейтинги, для рынка очень хорошо. [Большинство] остальных авторов существенно меньше зарабатывают», — говорит издатель.

Полтора года назад Хакамада начала всерьез осваивать и цифровые платформы. Прежде всего, развивать страницу в Instagram. У Ирины уже были аккаунты в Facebook и Twitter, но по-настоящему выстрелил именно Instagram-проект: сегодня за жизнью экс-политика в соцсети следят 1,5 млн подписчиков. «Ирина — человек, который максимально непохож на других. Человек, который не стал себя ломать, чтобы быть похожим [на других]. Она личным примером показала, что можно быть самим собой и при этом быть максимально успешным. И самое главное — только это и дает тебе внутреннюю свободу», — рассуждает маркетолог, деловой партнер Хакамады Роман Тарасенко.

Ирина Хакамада за полтора года вырастила аудиторию своего Instagram-аккаунта до 1,5 млн подписчиков
Ирина Хакамада за полтора года вырастила аудиторию своего Instagram-аккаунта до 1,5 млн подписчиков·Фото DR

В Instagram Хакамада выкладывает фото с музыкального фестиваля Burning Man и из других путешествий, с выставок, видео с танцами и просто понравившиеся ей картинки. Создание контента, по словам Ирины, занимает не более получаса в день.

 

«Фишка» аккаунта — минутные ролики, в которых Хакамада экспромтом отвечает на вопросы подписчиков. Например, можно ли верить человеку, если тот предал? Можно ли в жизни всегда делать только то, что хочешь? Как избавиться от инфантильности? Этот же контент и более развернутые ответы перекочевали в YouTube, где у Ирины 235 000 подписчиков. «Это честный и понятный подход от человека, который сделал себя сам. Людям, сильно уставшим от инфоцыганского шума и успешного успеха, именно это и нравится: честность и путь к себе», — говорит о востребованности Хакамады в соцсетях Тарасенко.

Периодически в ее Instagram-аккаунте встречается реклама — такси, косметических процедур, бытовых приборов. По оценке директора по маркетингу агентства GetBlogger Михаила Карпушина, у блогеров с таким объемом аудитории рекламный пост может стоить 200 000-300 000 рублей. «Я более чем уверен, что у нее нет четкого прайса. К ней обращаются бренды, и она берет в рекламу то, что действительно нравится», — считает эксперт.

Онлайн-марафонец с мечтой о новой России

В апреле 2019 года Хакамада познакомилась с Дмитрием Останиным, сооснователем сервиса GetProduction, который специализируется на разработке образовательных курсов от медийных личностей. Среди партнеров проекта — знаменитый бизнес-тренер Радислав Гандапас, телеведущая Ляйсан Утяшева, историк моды Александр Васильев и другие фигуры.

Хакамада пополнила этот пул. Формат, который она запустила вместе с GetProduction, — онлайн-марафон по «раскрытию потенциала и выходу за ментальные пределы в поисках себя настоящего» под названием «Хакаматон». Разработка курса заняла около трех месяцев. Хакамада отвечала за идею и методологию, команда Останина — за «упаковку», продвижение и техническую составляющую. Со стороны GetProduction над проектом работают 50 человек: копирайтеры, маркетологи, разработчики, модераторы и другие специалисты.

 

«Я придумала курс с главным лозунгом, что если мы учимся не действовать, то мы лохи. То есть нужно действуя обучаться», — объясняет Хакамада. В марафоне нет теории — только практические задания, которые участники должны выполнить на камеру. Судя по описанию на сайте проекта, марафонцы должны научиться иронизировать над собой, выплескивать гнев, побеждать свои страхи и т.п. — всего таких задач одиннадцать. «Они направлены на развитие творческого потенциала, потому что это главное, что сегодня нужно. Исполнители никому не нужны», — убеждена Хакамада. Кто не справляется или не присылает лектору «домашку» вовремя, с дистанции марафона сходит.

Обучение проходит на сайте «Хакаматона». Доступ к материалам — заранее записанным видео — открывается после оплаты курса. На старте входной билет стоил от 2900 рублей, но к Новому году подорожал до 5000. Есть VIP-опции за 49 900 рублей, где задания проверяет лично Хакамада (в остальных случаях — администраторы проекта). По словам Останина, за шесть месяцев марафон прошли около 15 000 человек. Гонорар Хакамады зависит от выручки и составляет не менее 30% от доходов проекта. Марафоны уже приносят Ирине больше выступлений в «Сити Классе», оценивает сооснователь GetProduction.

В совокупности ведение «Хакаматона» и публичных мастер-классов, частные консультации и реклама в Instagram, а также авторские отчисления за книги приносят Хакамаде порядка €50 000 в месяц, следует из расчетов Forbes. Ирина эту оценку подтверждает. Она признается, что наконец нашла свое призвание и не планирует возвращаться в политику. «Ты хотела изменить страну с помощью политики — тебе не дали. Теперь мы будем менять людей без политики, а они уже, может быть, поменяют страну», — рассуждает Хакамада.

Она остается привержена собственной декларации о счастливой и гармоничной жизни: «Делать то, что в кайф. Делать это профессионально, чтобы не думать о деньгах. Но чтобы деньги не мешали свободе, делать это среди людей, которые тебе в кайф, и для людей, которые ловят тот же кайф».

 

Собчак, Бузова, Хабиб: 15 блогеров, которые зарабатывают больше всего в Instagram

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+