Трудности перевода: почему талантливый программист работает сторожем
Миф о том, что после девятого класса школу покидают только неудачники, а все выпускники университетов — успешные люди, давно опровергнут жизнью. Ректоры ведущих вузов страны Виктор Садовничий (МГУ) и Ярослав Кузьминов (ГУ ВШЭ) работали до поступления в вуз, а, к примеру, Билл Гейтс и Элтон Джон бросили свои университеты в процессе учебы. Однако в России студентами вузов становятся почти миллион человек ежегодно, при этом по специальности в итоге работают только 60% выпускников. Почему не перевелись еще «дипломы ради корочки», что не так с системой образования и как на это можно повлиять?
Высшее образование нужно не всем
По крайней мере не всем ученикам выпускных классов. Не секрет, что школы превратились в некий полигон для сдачи ЕГЭ, то есть поступления в университет. Теперь это не начальное образование в широком смысле, не познание себя и мира вокруг, а череда часов репетиторства по нескольким предметам. Причем тем, которые чаще всего выбирают родители в мечтах о престижном вузе для ребенка.
В итоге школьники два года, как к войне, готовятся к чему-то неизвестному, оказываются в вузе травмированными психологически и слишком часто не желающими развиваться в выбранном родителями направлении. А было бы здорово иметь год-два запаса, когда, получив прикладную профессию, работаешь, не спеша определяясь с тем, чего хочешь ты сам.
Коммерческие компании — онлайн-школы — первыми, мне кажется, могут поменять отношение к колледжам. Мы даем возможность быстро, еще обучаясь в школе, получить востребованную профессию. Конечно, пройдет не год и не два до полного разрушения стереотипа о ПТУ. Но создание системы обучения и ее популяризация — это разные задачи, каждая из которых сама по себе требует большого внимания.
В этом году мы проводим исследование онлайн-обучения по типу среднего специального образования для школьников. Это попытка поработать с теми, у кого уже есть запрос на современные IT-специальности. Подростки вполне способны решать многие бизнес-задачи, а скорость воспитания молодых специалистов очень возросла. Мы выделим тысячу грантов для заинтересованных учеников 9-11-х классов. При этом придется получать письменное согласие родителей. Таким образом в процессе эксперимента и часть родителей может поменять свое мнение о среднем образовании, о получении специальности до диплома вуза. Эта работа (анализ по регионам, по социальному, экономическому статусам) покажет, как в дальнейшем проводить просветительскую деятельность.
Вузам не хватает гибкости
Если вычеркнуть из списка МГУ, МГИМО, СПбГУ, НГУ и МФТИ (грубо говоря, десяток ведущих вузов, в которых учится 2% всех студентов и где много практики и внедрены современные международные разработки), то останутся тысячи институтов, где люди просиживают бесполезные утвержденные часы.
Программы устарели в большинстве вузов, и пока в ведомствах утверждают новые, хэдхантеры находятся в растерянности от того, что, проучившись по пять-шесть лет, выпускники вузов просто не умеют работать. К моменту издания новых методичек их текст на сегодня тоже устаревает. То же и с преподавателями: можно ли эффективно научиться маркетингу у человека, который уже 20 лет работает в одном вузе (а не в рынке) и преподает по учебнику, выпущенному еще в СССР? Замкнутый круг.
По-настоящему современная система должна сохранять примерно лишь 30% контента в год в каждом направлении. Такие программы — это, по сути, бизнес-процессы от лучших компаний на рынке, которые трансформируются в образовательные треки. Облачная платформа позволяет вовремя и в правильном порядке отгрузить контент слушателю. После урока появляется домашнее задание, которое проверяется преподавателем — специалистом-практиком. Он записывает аудиосообщение или видео экрана с объяснениями.
Дипломная работа — реальная задача от реального работодателя. К примеру, приходит бренд «Калашников» и просит разработать мобильное приложение для охотников. Интересно студенту? Да. К тому же у него есть сильная мотивация: положить кейс в портфолио, брифоваться с действующей компанией и быть нанятым на работу еще в период защиты диплома.
Такие же коллаборации, мне кажется, могут помочь и вузам: если бюрократических процедур по утверждению «теории» избежать нельзя, то практика может быть современной и не выдуманной, не оторванной от реалий и нужд будущих работодателей.
Эффективность образовательных процессов неправильно измеряют
Красный диплом, пятерки по всем предметам, которые вызубрил за счет кратковременной памяти накануне, но к моменту трудоустройства, что осталось в голове у выпускника?
Утвержденные и годами применяемые методы обучения в вузах никто не анализирует, не оценивает и не меняет. Десятки лет студенты подолгу ищут информацию в библиотеках и пересказывают учебники. Как усваивается эта информация во время учебы, какие плоды приносит спустя время?
В наших программах мы изначально стали измерять и перенастраивать по показателям все возможные процессы. Так, сократили время проверки домашних заданий с 72 до 24 часов, хотя количество работ составляет 25 000 в месяц. Опытным путем пришли к индуктивному подходу: ты понимаешь, что конкретно хочешь сделать, и через состоявшуюся ситуацию, готовый кейс и его разбор смотришь, как это сделать. 60% теоретического контента — видео. Из 60 часов курса не менее 30 часов студент тратит на выполнение практических заданий. 4 месяца обучения плюс два диплома — это 100 часов работы по выбранной специальности. Эти нововведения и персонализированная проверка ДЗ помогли увеличить показатель проходимости курсов в два раза, до 20-25%, при 5-10% в среднем по рынку коммерческих программ.
По-хорошему, чтобы измерить эффективность, выпускника надо наблюдать не только в образовательном треке, но и в карьере: когда и почему случилось повышение, что на это повлияло. Сейчас мы формируем подобный подход, отслеживая трансформационные кейсы. К примеру, молодой парень 27 лет работал сторожем детского сада. От скуки по ночам проходил онлайн-курс, и у него начало получаться. Он еще долго не верил, что нашел наконец свое дело и не хотел переходить на предложенную работу в одну из лучших CGI-студий России Creative People.
Профессий будущего не существует: все они междисциплинарны
Условный современный веб-дизайнер должен обладать очень большим объемом знаний и навыков, общегуманитарных, программистских, прикладных профессиональных. Со временем ему предстоит переходить в арт-дирекцию, а значит, договариваться, правильно писать письма, коммуницировать с людьми разных профессий, должностей и статусов. Всему этому нужно учиться с первого года работы.
Сегодня мы уходим от термина «профессия» как такового к набору soft и hard skills у каждого выпускника. Они соединяются в человеке по-разному, кому-то что-то нравится больше или меньше, получаются различные специалисты. Мы живем в век тотальной персонализации: каждый формирует свой образовательный трек и матрицу знаний.
Я убежден, что само понятие «курс» или «обязательная программа» устарело: все самые востребованные профессии междисциплинарны. Наша задача на ближайшее время — сформировать «цифровые аватары». Ведь помимо навыков, знаний, в процессе работы появляется еще и опыт. Если бы его можно было оцифровать, то тогда массово обучать классных специалистов получалось бы еще более эффективно. Для этого каждая школа — будь то высшая или онлайн — может создать свою методологию преподавания.
В заключение скажу, что пятым пунктом среди основных проблем образования обозначил бы отсутствие открытой и постоянно действующей площадки для обсуждения образовательных проектов. Получив большой опыт в коллаборациях с ведущими вузами и школами, мы совместно с Science.Me организовали платформу «Образование как lifestyle». Теперь здесь могут общаться и высказываться лучшие специалисты, а абитуриенты и студенты — получать информацию из первых рук, чтобы между нами впоследствии не возникало трудностей перевода.