К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Лояльные клиенты. Как доктор Курпатов получил должность в Сбербанке

Фото Facebook @av.kurpatov
Фото Facebook @av.kurpatov
Врач-психотерапевт, телеведущий, продюсер, бизнесмен — Андрей Курпатов, известный в народе как «Доктор Курпатов», сумел совместить несколько профессий. Как складывался его карьерный путь и что привело его в крупнейший банк страны?

«Гаишники, останавливая меня, обращаются ко мне: «Доктор», — жаловался на свою популярность в интервью «Огоньку» врач-психотерапевт Андрей Курпатов. После закрытия ток-шоу «Доктор Курпатов», которое сделало его имя нарицательным, известный врач и ведущий успел реализовать себя и в другом профессиональном амплуа — в 2007 году стал генеральным директором телевизионной компании «Красный квадрат», которая производила такие ток-шоу для «Первого канала», как «Фабрика звезд», «Голос» и многие другие, а также организовывала «Евровидение-2009» в Москве. Эксперты считают, что именно этот опыт помог ему получить назначение в Сбербанке, о котором стало известно вчера: Курпатов пришел в создаваемую банком лабораторию нейронаук и поведения человека в качестве научного руководителя. Как бы то ни было, его карьере всегда сопутствовали состоятельные клиенты.

Семейное дело

Окончив Военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова по специальности «врачебное дело», петербуржец Андрей Курпатов сменил специализацию — стал изучать терапию, психиатрию и психотерапию в интернатуре Военно-медицинской академии, а затем и в Медицинской академии последипломного образования. Сказалось влияние отца — психотерапевта, доктора медицинских наук Владимира Курпатова, который на сегодняшний день является главным психотерапевтом Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга. К тому же переболев гриппом, младший Курпатов получил осложнения – тяжелое неврологическое заболевание, которое приводит к развитию вегетативных нарушений (синдром Гийена-Барре), из-за чего ему пришлось уйти с военной службы по состоянию здоровья. В качестве психотерапевта начал работать в 1999 году в Первом кризисном отделении Городского психиатрической больницы №7. В одном из интервью будущий телеведущий сетовал на непонимание со стороны коллег-психиатров и пациентов — в больнице не понимали, зачем нужен такой специалист. Таковы были последствия запрета на ведение психотерапевтической практики, который существовал в советские времена и был отменен лишь в 1996 году Борисом Ельциным. Чтобы решить эту проблему, Курпатов-младший занялся популяризацией своей профессии — начал выпускать книги о психотерапии, а позже стал «вести» врачебную практику на телевидении. Правда, до появления ток-шоу «Доктор Курпатов» книги не пользовались спросом.

Телеканал ТНТ первым задумал делать шоу о враче-психотерапевте, взяв за основу популярную в Америке передачу «Доктор Фил». С продюсерами канала Андрея Курпатова свел один из его клиентов — бизнесмен, имя которого не разглашается. Нужно отметить, что продвижению в карьере Курпатова-младшего состоятельные клиенты хорошо способствовали. Благодаря сенатору Михаилу Маргелову, которому молодой доктор помог сбросить лишние 20 кг, смог стать членом экспертного совета при Совете Федерации и нарастить клиентуру. А один из владельцев строительно-инвестиционной компании «Март» Владимир Березовский отблагодарил врача, оказав помощь в создании собственной клиники в Северной столице. Он же помог раскрутить и книжный бизнес.

 

По словам Курпатова-старшего, когда телевизионщики поняли, что психотерапия может стать отличной основой для телешоу, роль эксперта предложили и ему, и сыну. Но Владимир Курпатов не был заинтересован в таком подходе к теме. «Психотерапия — это все-таки более тонкий инструмент общения, и он не приемлем для разношерстной аудитории», — объяснил свой отказ Курпатов-старший изданию «Аргументы и факты». Младший же согласился. На подготовку первого эфира ушло около двух лет, расходы, по оценке участников рынка, составили не менее $500 000, писал Forbes в 2006 году, но зрители так и не увидели «Доктора Курпатова» на ТНТ. В СМИ писали, что между молодым врачом и продюсерами возникло недопонимание: Курпатов не желал видеть в шоу подставных «пациентов», которых продюсеры намеревались нанять для остроты шоу, а те в свою очередь посчитали, что он не потянет проект.

Зрительское признание

Обивая пороги телеканалов, Андрею Курпатову удалось заручиться поддержкой известного продюсера Андрея Разбаша, чья компания «Крылья-медиа» делает несколько шоу для «Первого канала». Он помог Курпатову заключить контракт с тогда новым телеканалом «Домашний», который нуждался в контенте. Всего семь месяцев проработал Курпатов на «Домашнем» — в декабре 2005 года передачу закрыли, опять-таки из-за разногласий в команде. Но и этого хватило, чтобы увеличить тираж книг Курпатова в 10 раз. Книги с портретом автора на обложке выпускало издательство «Нева», их разбирали как горячие пирожки. В них же печатали координаты его клиники.

 

В 2006 году проект перешел на «Первый канал», выпуск программ взяла на себя компания «Тринити филмз», которая уже делала передачи для Первого. Как писал Forbes, первые серии «Доктора Курпатова» снимались на его же деньги. Новый партнер пытался понять, насколько шоу будет интересно зрителю, и не спешил вкладывать собственные деньги. 6 августа 2006 года передачу «Доктор Курпатов» посмотрели 2,8 млн человек, по данным «TNS Россия» — это самый популярный выпуск, но уже год спустя передача пропала с эфира. По словам одного из продюсеров канала, опрошенных «Афишей», рейтинги передачи упали: «За программу довольно долго бились — двигали по сетке то туда, то сюда, ничего не помогало». Андрей Курпатов занял пост генерального директора в «Красном квадрате». Новым назначением он обязан бывшей гражданской жене генерального директора «Первого канала» Константина Эрнста Ларисе Синельщиковой, которая и создала эту телевизионную компанию. «А я же не только психотерапевт, я прежде всего методолог, я знаю, как работают большие системы и как правильно эту работу организовать, структурировать», — объяснял свое назначение Курпатов отраслевому медицинскому журналу Vademecum. Что выдающегося сделал теле-доктор на новой должности, судить сложно. По словам тех же экспертов, опрошенных «Афишей», он, скорее, выполнял роль менеджера-надзирателя, окончательное же решение по поводу любого проекта оставалось за Эрнстом.

Вскоре врач-психотерапевт из Санкт-Петербурга получил место и в совете директоров, но в 2014 году ушел из компании. В «Красном квадрате» сменился акционер, им стал Аркадий Ротенберг. Правда, сам Курпатов уверяет, что причиной его ухода была отнюдь не смена власти. Эта работа не была делом его жизни, признавался он в СМИ.

Психотерапия в розницу

После ухода с телевидения Андрей Курпатов работал над собственными проектами — основал Высшую школу методологии в Питере, развивал интеллектуальный кластер «Игры разума» и другое. Но из медийной жизни, как считали многие, не выпал — активно развивал свой аккаунт в Инстаграме (у него около 150 тысяч подписчиков) и YouTube канал, где читает небольшие лекции о работе мозга.

 

Назначение Курпатова в Сбербанк вызвало общественный резонанс. Хедхантер Алена Владимирская прокомментировала выбор банка: «Спасибо, что не Бузову». «Когда психотерапевт уходит в ипостась шоумена, качество его работы может оставаться прежним, но имидж портится», — объясняет поведение аудитории психотерапевт Елена Добробабенко. По мнению врача-психотерапевта, кандидата медицинских наук, председателя Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, а по совместительству и давнего друга Андрея Курпатова Дмитрия Ковпака, назначение было предсказуемым. «Андрей компетентный специалист, он уже читал лекцию о работе мозга и психики для сотрудников Сбербанка. Герман Греф известен тем, что не только среду эджайла развивает, но приглашает разных спикеров, например, специалистов по медитации и йоги из Индии, или преподавателей восточных духовных практик», — заявил он Forbes. В интервью RT Курпатов признался, что знаком с Грефом уже около 15 лет. «Многие ошибочно воспринимают меня лишь как психотерапевта — это естественные издержки телевизионной популярности. Но Герман Оскарович знает меня как управленца и специалиста по методологии мышления и нейронаукам», — заявил он. На вопрос Forbes о том, как Сбербанк вышел на Курпатова и почему из всех специалистов отрасли выбрали именно его, пресс-служба банка ответила, что это назначение стало естественным продолжением их совместной работы, которая ведется уже на протяжении года. По словам Ковпака, в России есть десяток специалистов, которые работают в том же направлении. Один из ярких представителей — российский ученый, нейробиолог Константин Анохин.

В РАНХиГС с июля 2018 года работает «Лаборатория Поведенческих наук». Ее исследовательская работа разворачивается на базе магистратуры FinTech, открытой совместно со Сбербанком в 2016 году. «Насколько мы понимаем, основной фокус создаваемой в банке лаборатории — «внешний», взаимодействие с клиентами, подбор лучшего продуктового предложения для него, и приложение к этой ситуации передовых наработок в области нейрофизиологии, социальной психологии и когнитивистики», — рассуждает о принципах работы лаборатории, которую возглавил Курпатов, Анна Морозова, руководитель проекта «Лаборатория Поведенческих наук» в РАНХиГС. Сам Курпатов говорит, что в проекте будут использованы труды многочисленных ученых и научно-исследовательских центров, которые нужно будет преобразовать в технологические решения конкретных задач. Эксперты уверены, должность в одном из крупнейших банков России Курпатов смог получить благодаря опыту, полученному в «Красном квадрате». «В первую очередь он нужен им, как опытный менеджер», — говорит Ковпак.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+