«Сумкование» лидера. Почему каждый руководитель должен найти свой образ
Сильвия Энн Хьюлетт, специалист в области экономики труда, в своей книге утверждает, что без умения себя подавать невозможно быть лидером. Поэтому так важно этому учиться. Есть три компонента, которые составляют «облик лидера», считает автор: авторитетность, коммуникация и внешний вид. Forbes публикует главу о том, как известные в мире люди создали свой собственный стиль и как его можете создать вы.
Платиновая блондинка со стрижкой пикси, масса серебряных браслетов, платье от Prada или кожаные легинсы от Balenciaga — так выглядит Джоанна Коулз, главный редактор журнала Cosmopolitan. Она обладает неповторимым обликом и создала свой личный бренд, который безотказно работает на нее и идеально соответствует имиджу женщины, стоящей у руля одного из известнейших журналов мира. Джоанна не раз оказывалась в роли приглашенной звезды в различных шоу и консультировала дизайнеров в телепрограммах «Бизнес на каблуках» и «Проект «Подиум». Все звезды»; она побывала в студии программы Morning Joe на канале MSNBC, где рассказала о своих наработках, которые использует, проводя собеседования с теми, кто хочет работать в ее журнале; она попадала в объективы, когда просто болтала с Майли Сайрус (и перещеголяла ее нарядом) на показе Рэйчел Зоуи.
Но она не всегда была такой уникальной Коулз. Создание собственного образа заняло много времени. Когда Джоанна была молодой журналисткой и вела колонку интервью, эта роль требовала от нее быть невидимкой. «Речь шла не обо мне, а о том человеке, у которого я беру интервью, — поясняет она. — Я носила черные или темно-синие брюки, черный или темно-синий жакет, подстраиваясь под ситуацию и стараясь, чтобы мой собеседник чувствовал себя как можно свободнее».
Трансформировавшись из репортера в редактора, Коулз начала экспериментировать с волосами — покрасилась в рыжий цвет и носила их распущенными — спору нет, узнаваемый образ, но он не говорил о серьезности ее цели или движущих ею амбициях.
Только когда Джоанна стала редактором Marie Claire и была вынуждена часто показываться на публике, она по-настоящему эффективно применила на практике свои познания в моде, чтобы сделать акцент на облике лидера. «Помнится, лет в 20 или 30 я беспокоилась: если стану выглядеть так, будто постоянно забочусь о своей внешности, то покажусь людям тщеславной и несерьезной, — говорит Коулз. — Но мода изменилась, у женщин появилось больше возможностей, и сейчас я понимаю, что, уделяй я внешности больше внимания, могла бы получить больше власти».
Мы все с этим сталкиваемся: либо ищем свой неповторимый образ, либо совершенствуем его, ведь в нынешней все более конкурентной мировой экономике сложно добиться того, чтобы тебя заметили. Правда, чем старше ты становишься и чем выше взлетаешь, тем больше получаешь свободы действий (Стив Джобс, как мы все помним, носил только черные водолазки и синие джинсы). Однако те, чей неповторимый образ мы сегодня легко узнаём, провели не один год, работая над ним и оттачивая его.
Все начинается с того, чтобы одеваться в соответствии с той работой, которую вы хотите получить, а не той, которую выполняете сейчас.
Калинда, занятая в сфере недвижимости, вспоминает «униформу», которую носила, будучи финансовым аналитиком на кабельном спортивном канале. Сперва она переняла непринужденный стиль сотрудников, которым не приходилось стоять перед камерами: джинсы, футболки, свитера. Но затем по совету своего ментора сменила вызывающе неформальный стиль одежды на хорошо сидящие слаксы и блейзеры. «Я прекрасно выглядела и чувствовала себя более уверенно», — признается она. Ее начальники согласились с этим. Через несколько месяцев после этого преображения Калинде поручили работу над крупным мероприятием, и она получила в свое подчинение нового сотрудника. «Я и прежде просила начальство о чем-то подобном и всегда показывала хорошие рабочие результаты, — говорит она. — Но только когда я начала одеваться соответственно роли, к которой стремилась, вместо того чтобы ориентироваться на то, что делаю сейчас, остальные по-настоящему почувствовали, что я готова к следующему шагу».
Дополните изысканный облик фирменным стилевым акцентом. Для мужчин это может быть пара ярких носков, ироничный галстук, винтажные запонки, узнаваемая обувь или необычные часы. У женщин, пожалуй, вариантов больше. Маргарет Тэтчер таким запоминающимся образом обращалась со своей знаменитой черной сумкой от Launer, резким движением ставя ее рядом с собой на стол, что появился даже термин «сумкование» («handbagging»), обозначающий манеру оказывать давление на политических оппонентов в духе Тэтчер. Мадлен Олбрайт всегда украшала костюм экстравагантной брошью. Корнел Уэст уравновешивает свой пастырский облик тщательно поддерживаемой афропрической. Чем жестче дресс-код и чем строже вы ему следуете, тем важнее найти свою изюминку. Самый успешный неповторимый облик должен свидетельствовать: обладатель его знает, чего от него ожидают, и готов это принять — но одновременно имеет мужество выразить свою неповторимую индивидуальность.
Помните, что ваш уникальный образ включает в себя также окружающее вас физическое пространство. Ваш кабинет, как и ваше тело, — это способ демонстрации вашего личного бренда. Присмотритесь повнимательнее к кабинетам крупных руководителей — и вы увидите, как они утверждают свой образ и подкрепляют свой бренд выбором мебели и прочего содержимого кабинета. Например, все стены (и подоконники) в кабинете Анны Винтур, редактора Vogue, заполняют черно-белые фешен-фотографии, но при этом минималистичная цветовая гамма (белый, золотые и серебряные акценты, стеклянная столешница) обеспечивает тот же эффект, который производит и сама Винтур, — всё элегантно, изысканно и сногсшибательно. И наоборот, Марк Паркер, генеральный директор Nike, ведет дела в помещении, которое настолько завалено плакатами, игрушками, опытными образцами продукции, поп-артом и кричащими сувенирами, что удивительно, как он там вообще способен работать. Я бы точно не смогла. Но суть не в этом: Паркер позиционирует себя скорее как продолжение бренда Nike, чем как противоречие ему. Генеральные директора на самом деле воплощают в себе публичный образ своих компаний, и им следует поддерживать соответствие между своим личным брендом и брендом фирмы, которую они представляют.