К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Счастье трудоголика. Почему IBM и Google разрешают работать вне офиса

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Гибкий формат работы — привычное дело на Западе: крупнейшие корпорации давно оценили его эффективность. В России о такой жизни мечтает почти половина работающих людей

Каждый день я слышу новые истории о том, как люди, работающие в офисах, этими самыми офисами недовольны. Кому-то слишком далеко и неудобно ездить, кого-то раздражает постоянный шум в open space, кто-то плохо себя чувствует в замкнутом помещении. Есть тысяча и одна причина, по которым офисные сотрудники всеми фибрами души стремятся вырваться из кабинетов и регламентов трудового распорядка, чтобы (как ни странно) продолжать работать вне его. Выходит, сама работа их устраивает, а вот формат рабочего процесса — нет.

За гранью офиса

Гибкий формат работы уже давно стал привычным делом на Западе: крупнейшие корпорации, такие как Microsoft, IBM, Google, Sun, British Telecom, Shell, предоставляют своим сотрудникам возможность работать, когда им удобно. Такая организация трудового процесса себя в полной мере оправдывает. Как выяснили в IBM, где формально установлена 40-часовая рабочая неделя и разрешен гибкий график, реально сотрудники в таких условиях занимаются рабочими задачами по 50 часов и могут, не переутомляясь, работать 60 часов в неделю. Даже при такой, казалось бы, увеличенной занятости, две трети сотрудников подчеркнули, что успевают справляться с домашними делами, заниматься хобби, спортом и довольны частной жизнью. При этом более 50% тех, кто не решился перейти на гибкий график, жаловались на усталость от работы уже после 44 часов в неделю и на полное отсутствие времени на семью и себя.

 

Подавляющее большинство исследований, посвященных проблеме организации рабочего процесса в современной России, свидетельствует о том, что глобальный тренд под названием «работа вне офиса» дошел-таки до дверей отечественных бизнес-центров и начинает свое победное шествие по кабинетам. Если в 2012 году удаленную работу называли значимым мотиватором 11% сотрудников, то сегодня, как показывает практика, их количество превышает 43% и неуклонно растет.

В основном жаждут свободы от офисного рабства представители профессий, связанных с творчеством, коммуникациями и IT-индустрией. Менеджеры по продажам, пиарщики, рекламщики, интернет-маркетологи, авторы и переводчики, копирайтеры и дизайнеры, специалисты кол-центров и технической поддержки, программисты, разработчики приложений в эпоху всеобщей цифровизации и компьютеризации могут эффективно выполнять свои рабочие обязанности практически из любой точки земного шара, если, конечно, у них есть телефон, компьютер и доступ в интернет. По отзывам большинства из тех, кто имеет возможность работать удаленно, свободный график и самостоятельное планирование своего времени в разы повышают личную эффективность сотрудников и их лояльность работодателю.

 

Домашние удобства

Что же в условиях массового (пока, правда, мысленного) побега сотрудников из офиса делать работодателям? Вспомнить гениальный совет генералиссимуса Александра Суворова: если ты не можешь предотвратить безобразие, нужно его возглавить. Правильно, нужно пойти навстречу людям и разрешить работать так, как им удобно. Тем более что данный подход оказывается удивительно целесообразным с экономической точки зрения, как показали результаты последнего опроса IWG. Выяснилось, что 90% руководителей компаний по всему миру почти единогласно говорят о том, что гибкий график и удаленный формат работы напрямую влияют на рост бизнеса, позволяют выигрывать в борьбе за таланты и формировать репутацию прогрессивного работодателя.

Несмотря на то, что российские компании более консервативны в вопросах организации рабочего процесса, они также вынуждены идти на уступки работникам. По данным HeadHunter, в 64% отечественных организаций есть сотрудники, которые трудятся не в офисе, около трети компаний собираются внедрить такой формат, а в каждой пятой работают специальные менеджеры, которые контролируют удаленных работников.

 

Итак, сотрудник и работодатель достигли принципиального соглашения о возможности удаленной работы. И на этом этапе возникает насущный вопрос: а где же, собственно, менеджеру выполнять свои производственные задачи, если не в офисе? Это важный вопрос, от которого зависит мотивация к работе удаленного сотрудника. Например, CoreNet Global провела специальное исследование, которое доказало, что удовлетворенность сотрудника работой на 25% зависит от того пространства, в котором он работает. В рамках собственного исследования Regus весной 2018 года задал этот вопрос почти 18 тысячам человек по всему миру. В разных странах ответ был разным. Например, китайцы, швейцарцы, бельгийцы и голландцы выбрали коворкинги — за этот вариант проголосовали 18-20% респондентов. Индонезийцы, корейцы, японцы и чилийцы устроятся в кафе — так поступят от 34 до 49% опрошенных. А вот большинство (64%) россиян останутся дома, в кафе отправятся еще 18%, коворкинг в качестве замены офису отметили всего 3% опрошенных, а еще 3% пошли бы поработать в библиотеку.

Между тем работать из дома российским менеджерам все-таки не нравится: 48% не хотели бы иметь в качестве альтернативы обычному офису домашнюю обстановку. Дома слишком много отвлекающих факторов, самым раздражающим из которых являются постоянно пристающие с просьбами и разговорами члены семьи, о негативном влиянии домочадцев на способность сконцентрироваться на работе заявили более половины респондентов. Каждому четвертому мешают домашние звуки — звонки в дверь и шум бытовой техники, а 11% опрошенных не уверены в надежности домашнего подключения к интернету. О том, что производительность сотрудника при работе из дома падает, говорят и работодатели, в среднем оценивая снижение эффективности на 20–25%.

Куда податься

Получается, что и работники, и работодатели заинтересованы в промежуточном варианте дислокации удаленного сотрудника: еще не в офисе, но уже не дома. Для 70% менеджеров российских компаний идеальным вариантом было бы некое пространство с набором важнейших офисных функций, расположенное рядом с домом. В мире ситуация схожая: примерно половина сотрудников, работающих удаленно, предпочитают это делать не из дома.

Брокер офисной недвижимости Maris Part of the CBRE Affiliate Network изучал влияние различных характеристик и параметров офисных пространств на степень удовлетворенности работников условиями труда. Самыми значимыми оказались хорошее естественное освещение, наличие свежего воздуха, хорошая  визуальная и шумоизоляция, наличие большого личного пространства с возможностью его персонализации и приятный запах в помещении.

 

Спрос на качественные офисные помещения с повременной арендной платой удовлетворяется за счет поставщиков гибких офисных решений. В их арсенале — различные форматы пространств: от компактных индивидуальных кабинетов на 1–2 рабочих места до коворкингов и вместительных бизнес-гостиных, где одновременно могут размещаться несколько десятков сотрудников или проектных команд. Сотрудникам не нужно думать ни о чем, кроме рабочих задач: все заботы о хозяйственной части офисной жизни лежат на плечах оператора гибкого офисного пространства. Получается, что человек приходит, когда ему комфортно, работает, сколько ему нужно, и уходит. Очень удобно, выгодно и экономно с точки зрения временных затрат.

Для компаний аренда гибких офисов тоже более выгодна, нежели размещение в классических бизнес-центрах на N-ной площади, зачастую неоправданно большой, за фиксированную плату. Опрос IWG показал, что 89% руководителей оценили использование модели гибких офисов для оптимизации издержек: только экономия на арендных платежах и обслуживании инженерной инфраструктуры достигает 50% от всей суммы постоянных затрат предприятия. Абсолютное большинство боссов отмечали, что размещение сотрудников их компаний в гибких офисных пространствах во время командировок значительно повышает качество работы людей.

По данным исследования CBRE «Гибкая революция», в 2010-е мировой рынок гибких офисных пространств растет на 13% ежегодно. Лидерами являются страны материковой Европы, Ближний Восток, Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион — здесь темпы роста достигают 20% в год. Более зрелые и крупные рынки гибких офисов — Великобритания и США — пережили аналогичный бум десятилетием ранее и сейчас показывают стабильный и солидный рост в пределах 10% в год. Активнее всего новые форматы офисной недвижимости развиваются в крупнейших европейских столицах. В Берлине, Париже и Лондоне в 2016–2017 годах отмечался устойчивый рост рынка гибких офисов на 12–21%, что сопоставимо с ситуацией на рынках Нью-Йорка и Сан-Франциско, где концепция гибкого офиса существовала на протяжении более длительного периода времени.

Сегодня найти устраивающий всех — и сотрудников, и работодателей — вариант «офиса вне офиса» несложно. Это и различные коворкинги, появляющиеся в крупных российских деловых центрах как грибы после дождя, в геометрической прогрессии. Это и сетевые поставщики гибких офисных пространств, которые открывают свои бизнес-центры во всех крупных городах мира. Выбор достаточно широк и зависит от множества факторов, начиная от размера предприятия-арендатора и заканчивая личными предпочтениями сотрудников, для которых арендуют рабочие места. По расчетам Regus, уже через 10–12 лет каждый второй менеджер в мире будет работать в свободном графике удаленно, в том числе и в России, и к такому повороту событий нужно быть готовым как работодателям, так и самим сотрудникам.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+