Первый в лиге: как попасть в список Forbes благодаря киберспорту
В сентябре 2017 года тысячи фанатов заполнили трибуны спортивной арены TD Garden в Бостоне, чтобы посмотреть чемпионат по киберспорту. На сцене в центре арены расположились десять компьютеров, за которыми команды сражались в League of Legends. Происходящее на арене транслировалось на четырех огромных экранах. Наконец на толпу посыпалось конфетти, а трехкратные чемпионы по киберспорту начали прыгать по сцене, скандируя знакомые всем буквы: «Т-S-М! Т-S-М!», как когда-то в Таскалусе алабамские фанаты выкрикивали: «S-Е-С! S-Е-С!»
Аббревиатура TSM — сокращенное название команды Team SoloMid, самый узнаваемый бренд в киберспорте. Победа в Бостоне помогла TSM завоевать титул самой успешной команды Северной Америки в игре League of Legends. Когда ее основатель, CEO и владелец Энди Дин после поединка спустился с трибуны на сцену, чтобы обнять своих игроков, в его голове крутился только один вопрос: что же дальше?
Когда Дин был рядовым игроком, он тренировал свою команду League of Legends из дома, а параллельно готовил еду и убирался. Теперь у него целый штат менеджеров и тренеров, а игрокам League of Legends он платит шестизначные зарплаты. «Я хочу, чтобы бренд TSM был таким же известным, как Dallas Cowboys или Yankees, — говорит 26-летний бизнесмен (в 2017 году он вошел в список Forbes молодых предпринимателей «30 до 30» («30 Under 30»). — Для меня мало быть успешным только в Северной Америке».
Правила игры League of Legends просты: две команды по пять человек, находящиеся на противоположных сторонах виртуальной карты, пытаются разрушить базу противника. В среднем игра длится 30–40 минут, игроки убивают монстров и врагов, зарабатывая «золото» и «опыт», чтобы купить экипировку и стать сильнее.
Миллиардеры, владеющие профессиональными киберспортивными командами, такие как Роберт Крафт (New England Patriots) и Джерри Джонс (Dallas Cowboys), сегодня одни из самых значимых новых собственников в киберспорте. Поскольку им принадлежат площадки, где проводятся соревнования, у их бизнеса есть большой потенциал роста. Кроме того, они тратят миллионы, чтобы их франшизы стали такими же успешными, как TSM.
В этом году мировая киберспортивная индустрия, по прогнозам, получит миллиардную выручку и обеспечит значительный рост числа зрителей. По сравнению с американской Национальной футбольной лигой ($13,2 млрд в 2016 году) это невысокий показатель, тем не менее киберспорт может конкурировать со спортивными лигами второго эшелона, такими как Major League Soccer ($644 млн в 2016 году). Телеканал ESPN транслирует киберспорт уже несколько лет, и в прошлогоднем финале чемпионата мира по League of Legends число зрителей составило 57,6 млн человек — это около половины прошлогодней телеаудитории Super Bowl, финала американского футбола. Крупные бренды уже тратят миллионы на спонсорство киберспортивных соревнований. Возможно, видеоигры станут олимпийским видом спорта. League of Legends уже сделала первый шаг в этом направлении: на Азиатских играх в 2018 году состоялось показательное выступление.
Традиционное для спортивных лиг распределение между командами выручки, в том числе доходов от трансляции, в киберспорте все еще находится в зачаточном состоянии. Исследователь рынка Newzoo из Амстердама считает, что 40% общего дохода в этом году будет поступать от спонсоров. Некоторые бренды сотрудничают с лигами и организаторами турниров, другие напрямую инвестируют в команды. TSM размещает логотипы Geico и Gillette на футболках, создает рекламные ролики Team Soda Mid с Dr Pepper и использует клавиатуры и мыши Logitech во время соревнований.
В последнее время данные об окупаемости инвестиций (метрики ROI) заставили рекламодателей обратить внимание на социальные сети и стриминговые трансляции как один из источников маркетинговых вложений. TSM и ее игроки имеют 60-миллионную аудиторию в социальных сетях. По оценкам Forbes, TSM в 2017 году получила доход в размере $21 млн — это самый высокий показатель для киберспортивной компании.
Несмотря на все успехи, Дин признает, что TSM может эффективнее использовать новые возможности на этом быстро развивающемся рынке. Следующей большой возможностью может стать видеоигра Fortnite, вышедшая в 2017 году, — сенсация на миллиард долларов. Игра Fortnite — это смесь The Hunger Games, Minecraft и Lord of the Flies: 100 игроков высаживаются на остров и сражаются, пока не останется только один игрок или одна команда. В нее играют 125 млн человек по всему миру, включая таких знаменитостей, как Дрейк и Chance the Rapper, а также прогеймеров, которые транслируют свои матчи онлайн десяткам тысяч зрителей каждый день.
Девятнадцатилетний геймер Али «Миф» Каббани заключил контракт с TSM в начале этого года в качестве новичка Fortnite. По этому контракту TSM инвестировала $1,5 млн, в том числе арендовала дом площадью 400 кв. м для четырех человек, которые живут и тренируются по несколько часов в день. Вложения уже начали окупаться. Каббани с 4,1 млн подписчиков, став вторым в рейтинге стримингового сервиса Twitch, привлекает новых поклонников к бренду TSM. Эта постоянно растущая аудитория помогла привлечь нового спонсора — компанию Chipotle, для которой контракт с TSM — это выход на аудиторию, связанную с поп-культурой.
Хотя Fortnite, несомненно, стала блокбастером, ее потенциал с точки зрения киберспорта вызывает вопросы. Ее создатель, компания Epic Games, предлагает $100 млн в качестве призового фонда на турнирный год, но пока неясно, как эти соревнования будут организованы и как они будут транслироваться. Тем не менее TSM и Дин уверены в своих силах.
Дин родился в Кэмпбелле, штат Калифорния, в рабочей семье из девяти человек. В школе он был троечником, но в 2008 году, когда ему было шестнадцать, нашел свое призвание в команде тогда еще только набирающей популярность игры League of Legends. Играя под именем Reginald, он вскоре стал самым популярным игроком в мире и в 2009 году собрал свою собственную команду. Он и его брат Дэн решили создать сайты для сообщества и руководство для игроков. Задолго до того, как ESPN и Amazon решили транслировать соревнования League of Legends, Дин сам организовывал и транслировал их.
Недоучившись, Дин бросил колледж и взял $5000 взаймы у матери, чтобы реализовать свои идеи. Сайт, названный solomid.net в честь его позиции в League of Legends, привлек миллионы посетителей, и Дин стал зарабатывать около $60 000 в месяц. В 2013 году, когда Дину был 21 год, он перестал играть сам и сосредоточился на развитии бизнеса, в том числе на игровых сайтах.
В июле 2018 года он получил $37 млн в рамках финансирования серии A от группы инвесторов, в которую вошли венчурная компания Bessemer Ventures Partners, защитник НФЛ и обладатель титула «Лучший игрок Национальной футбольной лиги США» Стив Янг и трехкратный чемпион НБА Стеф Карри. «Имеет смысл работать только с самыми лучшими», — говорит Карри, который планирует использовать свое имя, чтобы помочь TSM привлечь еще больше молодых людей.
В следующем году Дин планирует увеличить штат до 100 сотрудников и инвестировать до $15 млн в создание учебного центра и штаб-квартиры в Лос-Анджелесе площадью более 2000 кв. м. Новый офис будет зарабатывать на спонсорстве и фанатских мероприятиях, а также станет площадкой, на которой игроки смогут обучаться, лидеры мнений — создавать контент, а сама TSM начнет набирать популярность у нового поколения любителей киберспорта.
Каббани вспоминает, как играли ребята из TSM, когда он учился в школе и только обдумывал карьеру в киберспорте. Он говорит, что у него чуть сердце не выскочило из груди, когда компания вышла на него, чтобы обсудить партнерство: «Сотрудничество с TSM больше напоминает борьбу с преступностью вместе с любимым супергероем, чем деловое партнерство».
— Перевод Степана Чупикина