К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

День сурка: как пережить карьерный кризис

Фото Morsa Images / Getty Images
Фото Morsa Images / Getty Images
Что делать, если вы не востребованы на рынке труда? Подумайте о себе, как о продукте, и проведите SWOT-анализ

Я часто встречаю кандидатов, которые состоялись в профессии, достигли высот корпоративного управления, поработали в нескольких странах, получили отличное образование. Но к 40–45 годам они вдруг осознают, что не понимают, что делать дальше. Любое следующее назначение становится для них повторением пройденного, не дает новых вызовов.

Вот только пара примеров, с которыми я столкнулась за последний месяц. Финансовый директор крупной публичной производственной компании не понимает, как именно развивать сегодня свою карьеру. Еще пять лет на этой должности не добавят ему новых знаний и не увеличат его стоимость на рынке труда. Переход в другую крупную производственную компанию тоже. Он жалуется, что время замедляется, а он не готов до пенсии делать то же самое. Он хочет новых вызовов и преодолений.

Глава представительства международной ИТ-компании назначает встречу хедхантерам, чтобы посоветоваться насчет развития своей карьеры. Ему 40, и последние пять лет он руководит представительством компании в России, до этого назначения успел получить MBA в одной из лучших бизнес-школ, поработать в Германии и Аргентине.

 

Карьерист на исходе

Ключевой вопрос: «Что дальше?» Одновременно возникают и другие классические для кризиса середины жизни вопросы: «Зачем все это? Что останется после меня?» «Мой дед — известный авиаконструктор, его именем назван самолет, в разработке которого он принимал активное участие. А я? Как мне рассказать моим детям о том, чем я занимаюсь?» — слышала я от одного кандидата.

В своей книге «Работа рулит» бывший HR VP Google Ласло Бок выделяет три причины, по которым большинство людей ходят на работу. Первая, очевидная, — ради денег. Вторая — ради того, чтобы сделать карьеру: что-то преодолеть, кого-то победить, справиться. И третья — ради миссии: потому что человек хочет делиться своим опытом и знаниями, получить возможность реализовать себя.

 

Кризис, о котором мы говорим, — это шанс перейти на новый уровень. Очевидно, что привычные мотиваторы, которые заставляли вас идти в офис, больше не работают. Деньги и повышение волнуют вас не так сильно. Значит, пора уходить от работы-карьеры к работе-миссии. Или взяться за новую карьеру.

Директор по персоналу крупной производственной компании на интервью жалуется, что испытывает сильный стресс, когда она вынуждена сокращать сотрудников. Ей хочется быть полезной людям, строить, а не разрушать. Нравится заниматься развитием, строить систему наставничества. Встречаюсь с ней через год на конференции — светится, ушла из крупной компании, прошла обучение и стала заниматься карьерным консультированием. Денег пока меньше, но счастья и признания намного больше. Это типичный пример перехода от построения карьеры к работе-миссии.

Что делать, если работа не радует?

Во-первых, остановиться и выдохнуть. Оторваться от решения миллиона операционных вопросов и подумать о том, что вы действительно хотите делать следующие пять-десять лет.

 

Что в вашей текущей работе вам нравится? От чего вы получаете удовольствие? От выполнения каких обязанностей вам точно хотелось бы избавиться в будущем?

Во-вторых, подумайте о себе, как о продукте, и проведите SWOT-анализ. Это поможет увидеть ваши уникальные конкурентные преимущества и зоны развития. Особенно важно делать это не относительно той работы и позиции, на которой вы находитесь сейчас, а применительно к тому, чем вы действительно хотите заниматься следующие пять лет. Результаты SWOT-анализа хорошо бы обсудить с фокус-группой, куда можно привлечь ваших друзей и коллег. Здесь также помогут хедхантеры, они знают ситуацию на рынке труда, понимают, есть ли спрос на те или иные навыки и опыт, и могут рассказать, сколько за это платят.

В-третьих, нарисуйте дорожную карту переходного периода. Выделите компетенции, которые вы хотите в себе развивать, чтобы приблизиться к работе мечты. Активно беритесь за те проекты и направления, которые помогут в совершенствовании этих компетенций. На этом этапе самое важно — не терять фокуса, все время помнить о своей стратегической карьерной цели.

Один из наших консультантов решил для себя в какой-то момент, что хочет в горизонте пяти-десяти лет стать директором по маркетингу. Он продолжал активно заниматься подбором персонала, но сфокусировался на позициях в маркетинге, а также стал активно заниматься организацией продвижения нашей компании в социальных сетях. Он искал любую возможность выступить на индустриальных конференциях. Уже через год у него был широкий круг контактов среди директоров по маркетингу и определенный опыт, через два года он перешел на позицию менеджера по маркетингу в одну из международных консалтинговых компаний, еще через два стал директором по маркетингу этой компании. Сейчас, спустя восемь лет после начала работы над новым карьерным планом, этот человек занимается организацией крупнейшего мероприятия в Сколково.

Что делать, если вы не востребованы?

Часто осознание кризиса середины карьерного пути приходит в момент смены работы. Только что вы были нарасхват и в центре внимания. И вот проект закончился или компания закрылась, или вы просто не выдержали дня сурка, решив уйти и радикально поменять свою жизнь. Но после месяца активного отдыха вдруг обнаруживаете, что телефон молчит и что делать дальше в жизни, вы не знаете.

 

В такой ситуации к советам, обозначенным выше, очень важно добавить еще несколько.

Во-первых, держите себя в форме. Очень важно не расслабляться, заполнить свой день разными регулярными активностями, иметь загруженный календарь. Помогает спорт, посещение выставок и конференций, регулярные встречи с бывшими коллегами и другими профессиональными контактами. Человека, выпавшего из обоймы, можно очень легко и быстро определить: у него замедляется речь, скорость реакции.

Во-вторых, определите для себя реалистичные сроки для поиска новой работы с учетом вашего долгосрочного карьерного плана, чтобы не паниковать в конце каждой недели, что время идет, а новой работы у вас все еще нет. Реальный срок поиска для менеджерской позиции — три-шесть месяцев.

С учетом результатов SWOT-анализа составьте для себя список компаний, в которых вам хотелось бы работать и которым (это важно) вам есть, что предложить. Для каждой компании напишите список не меньше чем из трех человек, которые способны стать вашими проводниками. Это могут быть бывшие коллеги, которые теперь там работают, лидеры мнений, чьи выступления вы слышали на конференции, хедхантеры.

 

Составьте коммуникационный план для каждого из проводников. Вам нужно рассказать о себе в двух предложениях таким образом, чтобы ваш проводник понял, в чем вы сильны и чем вы хотите заниматься. И при случае вспомнил про вас и рекомендовал на вакансию. Хороший пример: «Я сейчас активно занимаюсь темой клиентского опыта, недавно выступала на конференции, презентовала результаты своего проекта. Проект завершился, поэтому я в поиске работы. Дайте знать, если у вас в компании будет потребность в руководителе проекта». Плохой пример: «Я уже полгода ищу работу, могу делать многое: и в продажах работал, и в закупках, когда-то даже программированием занимался. Нет у вас сейчас вакансий для меня?»

Главный и очевидный совет — не бояться перемен. Дрексельский университет в свое время опросил более 320 американских сотрудников старше 30 лет, недавно поменявших карьеру. 55% из них выбрали абсолютно другой карьерный путь, а оставшиеся стали развиваться в рамках той же области, но нашли лучшую должность. Советы, которые дали участники опроса, оказались простыми, но эффективными. Выбрать работу, которая делает тебя счастливым (24,7%). Сохранять позитивный настрой (22,5%). Внимательно изучать и строить свой новый карьерный план (20,3%). Сделать образование приоритетом (11%). Запастись терпением (6,6%). Внимательно планировать текущие и будущие финансы (4%).

Тяжелее всего респондентам далось решение начать все сначала, но почти 96% подтвердили, что все трудности стоили перемен. Почему бы не последовать их примеру?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+