Население Земли стареет. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась за последние 60 лет почти на 22 года, и пожилых людей по отношению к более молодым стало больше. Это влечет за собой определенные экономические и социальные проблемы, которые необходимо решать уже сегодня, и одним из решений может быть повышение пенсионного возраста. Мера, которая в России вызвала глубокое непонимание. Почему?
Экономическая модель
Ленивым народ никак не назовешь: из трудоспособного населения в 83,7 млн человек в 2016 году работало 72,7 млн. Но и на пенсии около 9 млн человек в России сегодня продолжают работать. Причем их можно разделить на две категории: высокооплачиваемые специалисты, для которых работа уже стала своего рода хобби и делом всей жизни, и низкооплачиваемые работники, для которых жить на одни только социальные выплаты невозможно.
Однако, по прогнозам Минэкономразвития, численность рабочей силы снизится с 72,7 млн человек в 2016 году до 71,7 млн человек в 2020 году, численность населения в трудоспособном возрасте — с 83,7 млн человек до 80,6 млн человек. Сегодня в России 45,7 млн пенсионеров, а так как продолжительность жизни увеличивается (средняя продолжительность жизни в России в 2017 году впервые превысила 72 года), то и в количественном отношении их становится больше. Это значит, что каждого пенсионера сегодня «кормит» 1,6 работника, однако эта пропорция меняется: чем больше пенсионеров, тем тяжелее бремя рабочей силы. Чтобы соблюсти этот баланс, и было необходимо повышение пенсионного возраста (принято) и повышение налогов (отложено).
Равнение на Европу
В европейских странах действительно пенсионный возраст выше: если в России пенсионный возраст — 55 лет у женщин (с 2008 года будет 58), а у мужчин 60 лет (будет 63 года), то в Германии он сейчас формально равен 65,5 годам, а к 2030 составит 67 лет (там его повышают постепенно). Во Франции к 2018 году он вырос с 60 до 62 лет. Причем эти показатели равны для мужчин и женщин. Но и продолжительность жизни в этих странах тоже значительно выше: в Германии средняя продолжительность составляет 81,9 года, во Франции — 82,67 года, а в Италии — 83,49. Это означает, что после выхода на пенсию у человека остается еще в среднем 15 лет жизни на заслуженный отдых. В России это соотношение будет таким же даже после проведения пенсионной реформы.
Что касается размеров пенсий, то в этом России, конечно, соревноваться со странами Европы трудно (если не брать в расчет страны Восточной Европы и постсоветского пространства). Так, например, на 1 января 2016 года средний размер пенсии в Германии составлял 1013 евро для мужчин и 591 евро для женщин (пенсия мужчин в Германии действительно значительно выше, а размеры выплат на территории ФРГ больше, чем на территории бывшей ГДР) при условии, что у них есть свое жилье.
В Европе выше пенсии, выше средние зарплаты, но и налоги значительно выше: если в России действует единая ставка подоходного налога 13%, то в Германии действует прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц. Начальная ставка налога составляет в Германии 14%, а максимальная — 45%. Подоходный налог во Франции также берется с дохода по прогрессивной шкале и составляет от 5,5 до 75% (при доходе семьи в 1 млн евро). В России прогрессивная шкала действовала лишь в 2001 году, однако потом ее отменили, чтобы вывести доходы из сферы теневой экономики.
Борьба за право работать
В России, как и в Европе, многие продолжают работать и по достижении пенсионного возраста. Однако даже при большом желании трудиться старшее поколение сталкивается на рынке труда с большими проблемами: при современных темпах технического прогресса навыки работников быстро устаревают. Работодателям невыгодно вкладываться в обучение сотрудников предпенсионного возраста. Поэтому работодатели предпочитают обучать молодых сотрудников.
Это логично. Однако что делать тем, кто хочет работать? Практика показывает, что в современном обществе человек может и в 70 лет трудиться так же плодотворно, как в 40. Но для этого должны быть обеспечены все необходимые условия, которые позволяют людям пожилого возраста продолжать трудовую деятельность: комфортная среда, поддержание физического и социального здоровья на соответствующем уровне и так далее, поскольку с возрастом объем минимальных требований возрастает.
С одной стороны, государство должно в этом случае поощрять работодателей брать людей предпенсионного и пенсионного возраста на посильную работу и наказывать за увольнение. Такая реформа в России действительно была предложена вместе с инициативой по повышению пенсионного возраста: усиление ответственности работодателей — вплоть до уголовной — за увольнение людей предпенсионного возраста (наступает за два года до общего пенсионного). Однако, по мнению экспертов, это приведет лишь к тому, что компании начнут увольнять сотрудников еще раньше.
В Европе, в отличие от России, нет понятия «нестатусной» работы для отдельных возрастных категорий: кто-то может всю жизнь проработать официантом в одном и том же кафе без тени смущения, в России же это работа молодых (чаще всего — студентов). Из-за менталитета в этой профессии, к сожалению, надолго не задерживаются, в то время как в европейских ресторанах работают мужчины 40 лет и старше. И там это не вопрос личного престижа или его отсутствия — это вопрос престижа ресторана. Ведь если там работают столь опытные сотрудники, значит, и качество сервиса будет на высоте. В России, вероятно, из-за отсутствия в прошлом ресторанной культуры, такое представление только начинает формироваться.
Как гарантировать возможность продолжать работу, пока не придумали, но универсальных решений этой проблемы, возможно, и нет. Каждый работник должен в первую очередь сам отстаивать свои права. Современные пенсионеры — это не немощные бабушки и дедушки, а вполне прогрессивные активные люди, которые пользуются интернетом, компьютерами и смартфонами, могут найти себе удаленную работу (пусть даже самую простую) или возможность самореализации в социальной сфере. В России процент таких самозанятых довольно высокий: по подсчетам Росстата, в 2016 году в неформальном секторе было занято 15,4 млн человек. Однако, поскольку зачастую такие сотрудники никак не оформлены и не платят налогов (пока что это не противозаконно, так как для самозанятых действуют налоговые каникулы), понять, какой среди них процент людей предпенсионного или пенсионного возраста, довольно трудно. Впрочем, развитие технологий этому только способствует: найти такую работу или возможность дополнительного заработка не так уж и трудно. Для этого существуют приложения YouDo (для поиска исполнителей для решения бытовых и бизнес-задач), Автовыгода.ру (размещение рекламы на персональных автомобилях), всем известные Uber или Airbnb и много что еще — в общем, работу найти можно. Было бы желание, но в этом наша главная национальная проблема.