Россия — страна эмоциональных людей. Это не предположение, а подтвержденный экспериментально факт, полученный на основе многолетних исследований по разным методикам, в том числе, например, по типированию на основе MBTI — это известный и популярный в менеджерской среде инструмент прогнозирования организационного поведения людей, обладающих разными психологическими типами.
Ведущий личностный тип в России — NF (интуитивно-чувствующий). Людей этого типа отличает, с одной стороны, склонность к творчеству и изобретению новых путей там, где все идут проторенной дорогой. Из них получаются прекрасные педагоги, актеры, писатели и художники. А с другой — представителям этого типа свойственен эмоциональный, а не логический способ принятия решения. То есть людям в России удобнее «выбирать сердцем», а не разумом, чем активно пользуются все, кто об этом знает, — от создателей рекламы разных товаров до политтехнологов и прочих служителей культов. Ну и слоганы о знаменитой русской духовности тоже имеют корни, основанные на эксплуатации ведущего типа мышления россиян. Это ни хорошо, ни плохо — это просто факт. Но, как говорил герой фильма «Убить Билла»: «… мы не знаем, что дальше с ним произошло, но нам известно о последствиях…» Различным последствиям этого факта и стоит уделить внимание.
Социальная мифология
Обычно интуитивно-чувствующий тип принято считать «женским» — предполагается, что хорошая интуиция, с одной стороны, и склонность выбирать этические, а не рациональные решения, с другой — это свойство женского характера. В принципе да. Исследования фонда САРТ (ведущей организации, созданной основоположниками MBTI) показывают, что распространенность этого типа более выражена среди женщин, чем среди мужчин. Но эта выраженность не носит столь радикальный характер, чтобы можно было говорить об исключительности. То есть проявления личностного типа NF в обычной жизни не имеют врожденных особенностей у мужчин и женщин, но принятые в обществе социальные мифы оказывают свое воздействие на поведение.
Например, убежденность, что «мужчины не плачут», именно мальчика категории NF заставит страдать больше, чем его приятелей, относящихся к другим типам. А убежденность общества в том, что «девочка должна быть хорошей, милой и доброй», может привести к такому сдавливанию эмоциональной пружины девочки NF, что она может даже заболеть. Ни один нормальный человек не может быть всегда и для всех «хорошим» или «сильным, храбрым» — это слишком жесткое давление на психику. Но представители интуитивно-чувствующего типа мотивируются отношением к себе, а потому именно они больше, чем другие, зависят от внешней оценки и стараются понравиться, угодить всем. Выраженная зависимость от внешней оценки — отличная почва для манипуляции.
Две стороны эмпатии
Бонусом к принадлежности к данному типу часто служит эмпатия — умение глубоко ощутить переживания другого человека. Не все его представители — эмпаты, но многие эмпаты относятся к данной категории людей. Эмпатичность тоже имеет две стороны. Человеку, который ей обладает, легче понять других людей. Но если эмпат не умеет управлять своими эмоциями, то он легко — вопреки своей воле — «заражается» чужим эмоциональным состоянием. Проще говоря, он быстро развеселится в толпе празднующих, загорюет в группе опечаленных, испытает гнев среди раздраженных людей, впадет в агрессию во враждебно настроенном окружении и так далее. И если эмпат не осознает, что это он просто «заразился», ему будет казаться, что его эмоции искренние. Накал «праведного гнева» или «вселенской любви» в российском обществе, причем по отношению к одним и тем же событиям или персонажам, но в разное время, легко иллюстрирует сказанное.
Поскольку эмпаты весьма ранимы, они инстинктивно стараются защитить себя экраном наносного цинизма, а порой и жестокости. Я пребываю в глубоком убеждении, что часто встречающаяся в российском обществе нетерпимость и жестокость к слабым (больным, старикам, инвалидам и пр.) связана не с равнодушием, а с эмпатичностью окружения. Чувствуя эмоцию беды, люди стараются экранироваться от нее, защититься цинизмом, спасти себя от чужой боли. Требуется серьезная душевная и личностная зрелость, чтобы научиться помогать и сопереживать, не проецируя на себя болезненные состояния того, кому нужна помощь. Особенно если воображение хорошо развито, а сердце за всех болеть устало.
Делай как я
Принадлежность к типу NF часто делает его носителей учителями, даже если их образование очень далеко от педагогики. Большинство великих профессиональных педагогов принадлежало к данному типу. Но и мотивационные тренеры, коучи и прочие «воспитатели-любители» тоже часто относятся к нему. Им — представителям данного типа —крайне важны этические ценности. Эмоциональность придает этой деятельности оттенок жертвенности, а уверенность «воспитателя» в полезности и необходимости для других его личного опыта заражает аудиторию желанием повторить те шаги, которые привели другого к успеху.
Чужой зримый успех, популярность и востребованность — самый активно капитализируемый бенчмарк в наше время простых и быстрых решений. И тут люди, для которых важна внешняя оценка, массово попадают в ловушку «личной эффективности». Мало кто знает, что мы все устроены хотя и сложно, но во многих вещах одинаково. Люди редко догадываются, например, что мозг у всех нас по поводу одного и того же события в один и тот же момент времени способен либо испытывать эмоцию (принятия или отторжения), либо пытаться осмыслить происходящее и рационализировать. Если проще — на волне эмоции (положительной или отрицательной — не имеет значения) каждый человек непременно глупеет. Чем пользуются те, кто знает об этом.
Ловушка «личной эффективности» тоже основана на свойстве (одинаковом для всех, независимо от уровня интеллекта и прочих признаков) человека делать задачу, за которую он взялся, на пределе своих возможностей. То есть добровольно или под дулом пистолета, человек будет выполнять задачу одинаково эффективно, напряженно — в зависимости от его интеллектуальных и физических возможностей в данный момент времени. А поскольку все люди разные, то и возможности у всех разные. Отсюда полная бесперспективность следования чужому примеру, особенно поданному под флагом «роста личной эффективности». Тот, кто может подпрыгнуть на метр максимум, не сможет прыгать на три метра, сколько бы мотивационный тренер на сцене ни демонстрировал, что ему это легко удастся. Можно тренировать навыки (но не все), можно увеличивать объем знаний (но не беспредельно), можно увеличить эффективность команды, правильно распределив роли, но нельзя увеличить собственную эффективность в моменте времени по отношению к предыдущему моменту времени, посмотрев на чужой пример и впечатлившись им.
Как быть
Следует жить. Не впечатляясь особо чужими примерами успеха, не оценивая собственные достижения по чужой планке, не навязывая свои представления о прекрасном другим людям на том основании, что собственный опыт кажется более значимым, чем опыт других людей. И не потому, что это «неправильно». А потому, что так у всех. И при всех отличиях мы очень одинаковые. А если не видно разницы — зачем платить больше?