Сегодня на рынке действуют сотни франшиз, которые предлагают присоединиться к своему бизнесу начинающим или уже опытным предпринимателям. Значительная часть из них работает по уже проверенной и доказавшей свою эффективность бизнес-модели. В то же время недобросовестные псевдофранчайзеры делают многое, чтобы завлечь в свои сети доверчивых новичков-инвесторов. К счастью, путем несложного анализа многих Остапов Бендеров от настоящего франчайзинга можно отличить сразу.
Подозрительный паушальный взнос. При выборе франшизы сразу же оцените размеры роялти и паушального взноса. В среднем паушальный взнос не должен превышать 20% от всех инвестиций со стороны франчайзи. В свою очередь, роялти бывает фиксированный и процентный. Если размер роялти сильно превышает 10%, это повод задуматься. Равно как и при паушальном взносе в 600 000 рублей при инвестициях в один миллион. Если это не франшиза по добыче алмазов, конечно. Да и то в этом случае франчайзер должен, как минимум, выкопать алмаз, а вам останется лишь протереть его тряпочкой, отдать в огранку и продать ювелирам с гигантской маржой.
Слишком много положительных отзывов. В интернет-маркетинге сегодня разбираются многие, и почти все знают принцип, что на четыре положительных отзыва приходится один негативный. В реальности у качественно работающей франшизы будут оба вида отзывов. Негатив, в свою очередь, означает отсутствие безразличия и стремление что-то улучшить в работе. Не лишним будет оценить и свежую медийную активность, используя агрегаторы новостей. Если о компании за последние три-четыре месяца ничего не было слышно, то, может быть, ей уже не до пиара. Ведь фирмы на грани банкротства редко рассуждают в СМИ о своих творческих планах.
«Пожалуйста, подождите». У франчайзинговой компании всегда под рукой типовая презентация по франшизе, образцы договоров и прайс-листы, которые они могут вам выслать в течение получаса после вашего запроса. Но если ожидание затягивается хотя бы на два-три дня, то можно уже задуматься, а есть ли вообще в этой компании отдел франчайзинга, и не рисуют ли сейчас там презентации специально под вас. Если на ваши вопросы компания присылает скупые и короткие ответы, то это тоже маркер псевдофраншизы. Профессионалы франчайзинга, как правило, держат карты открытыми.
Ноги в руки и вперед. Не поленитесь объехать несколько работающих точек этой франшизы. Посмотрите вживую, как они работают, поговорите с персоналом. Всей правды вам, конечно, не скажут. Кто-то сразу увидит в вас будущего конкурента, а некоторые головные компании специально предоставляют преференции тем франчайзи, которые распространяют о них только положительную информацию. Но в любом случае вы получите реальное представление о вашем будущем бизнесе. Кстати, не лишним будет спросить у франчайзера, сколько точек у него собственных, а сколько франчайзинговых. Наличие своих точек чаще всего означает, что франчайзер успешно обкатал бизнес-модель на себе, прежде чем стал продавать на нее франшизу.
Читаем и считаем. Многим покажется удивительным, но далеко не все франчайзи вчитываются в договоры, особенно в те пункты, где говорится о пенях и штрафах, условиях расторжения договора, дополнительных платежах, которые тоже могут лечь на плечи франчайзи. Если что-то в договоре непонятно, то всегда лучше сразу задать вопросы, а то и проконсультироваться у независимого юриста. То же самое касается и финансовой модели. Вам ее в любом случае предоставят, но лучше самому вооружиться калькулятором, чтобы через год цифры совпали не только у головной компании, но и у вас на лицевом счете.
У Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова была общая цель — найти бриллианты в стульях. Но у Кисы, как известно, выбора фактически не было — бизнес-модель Остапа по поиску клада в Старгородском уезде представлялась ему чуть ли не монопольной, а времени и возможности проверить столь подозрительного концессионера у него не было. У франчайзера и франчайзи цели тоже общие. Отличие от героев Ильфа и Петрова состоит в том, что у франчайзи есть право выбора и проверки своего будущего партнера по франчайзинговому бизнесу. И сделать это лучше «на берегу», чтобы потом не остаться без стульев, денег и бриллиантов.