К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дело самозванцев. Как распознать псевдофраншизу

Фото AP / TASS
Фото AP / TASS
Недобросовестные предприниматели делают многое, чтобы завлечь в свои сети доверчивых новичков-инвесторов

Сегодня на рынке действуют сотни франшиз, которые предлагают присоединиться к своему бизнесу начинающим или уже опытным предпринимателям. Значительная часть из них работает по уже проверенной и доказавшей свою эффективность бизнес-модели. В то же время недобросовестные псевдофранчайзеры делают многое, чтобы завлечь в свои сети доверчивых новичков-инвесторов. К счастью, путем несложного анализа многих Остапов Бендеров от настоящего франчайзинга можно отличить сразу.

Подозрительный паушальный взнос. При выборе франшизы сразу же оцените размеры роялти и паушального взноса. В среднем паушальный взнос не должен превышать 20% от всех инвестиций со стороны франчайзи. В свою очередь, роялти бывает фиксированный и процентный. Если размер роялти сильно превышает 10%, это повод задуматься. Равно как и при паушальном взносе в 600 000 рублей при инвестициях в один миллион. Если это не франшиза по добыче алмазов, конечно. Да и то в этом случае франчайзер должен, как минимум, выкопать алмаз, а вам останется лишь протереть его тряпочкой, отдать в огранку и продать ювелирам с гигантской маржой.

Слишком много положительных отзывов. В интернет-маркетинге сегодня разбираются многие, и почти все знают принцип, что на четыре положительных отзыва приходится один негативный. В реальности у качественно работающей франшизы будут оба вида отзывов. Негатив, в свою очередь, означает отсутствие безразличия и стремление что-то улучшить в работе. Не лишним будет оценить и свежую медийную активность, используя агрегаторы новостей. Если о компании за последние три-четыре месяца ничего не было слышно, то, может быть, ей уже не до пиара. Ведь фирмы на грани банкротства редко рассуждают в СМИ о своих творческих планах.

 

«Пожалуйста, подождите»У франчайзинговой компании всегда под рукой типовая презентация по франшизе, образцы договоров и прайс-листы, которые они могут вам выслать в течение получаса после вашего запроса. Но если ожидание затягивается хотя бы на два-три дня, то можно уже задуматься, а есть ли вообще в этой компании отдел франчайзинга, и не рисуют ли сейчас там презентации специально под вас. Если на ваши вопросы компания присылает скупые и короткие ответы, то это тоже маркер псевдофраншизы. Профессионалы франчайзинга, как правило, держат карты открытыми.

Ноги в руки и впередНе поленитесь объехать несколько работающих точек этой франшизы. Посмотрите вживую, как они работают, поговорите с персоналом. Всей правды вам, конечно, не скажут. Кто-то сразу увидит в вас будущего конкурента, а некоторые головные компании специально предоставляют преференции тем франчайзи, которые распространяют о них только положительную информацию. Но в любом случае вы получите реальное представление о вашем будущем бизнесе. Кстати, не лишним будет спросить у франчайзера, сколько точек у него собственных, а сколько франчайзинговых. Наличие своих точек чаще всего означает, что франчайзер успешно обкатал бизнес-модель на себе, прежде чем стал продавать на нее франшизу.

 

Читаем и считаем. Многим покажется удивительным, но далеко не все франчайзи вчитываются в договоры, особенно в те пункты, где говорится о пенях и штрафах, условиях расторжения договора, дополнительных платежах, которые тоже могут лечь на плечи франчайзи. Если что-то в договоре непонятно, то всегда лучше сразу задать вопросы, а то и проконсультироваться у независимого юриста. То же самое касается и финансовой модели. Вам ее в любом случае предоставят, но лучше самому вооружиться калькулятором, чтобы через год цифры совпали не только у головной компании, но и у вас на лицевом счете.

У Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова была общая цель — найти бриллианты в стульях. Но у Кисы, как известно, выбора фактически не было — бизнес-модель Остапа по поиску клада в Старгородском уезде представлялась ему чуть ли не монопольной, а времени и возможности проверить столь подозрительного концессионера у него не было. У франчайзера и франчайзи цели тоже общие. Отличие от героев Ильфа и Петрова состоит в том, что у франчайзи есть право выбора и проверки своего будущего партнера по франчайзинговому бизнесу. И сделать это лучше «на берегу», чтобы потом не остаться без стульев, денег и бриллиантов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+