К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Немое кино: чем рискуют руководители, которые не дают обратной связи

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Многие менеджеры либо вообще не дают обратной связи своим подчиненным, либо используют ее как инструмент контроля или манипуляции. И то, и другое сопряжено с большими рисками

Может ли поверить руководитель, что если он или она не дает обратную связь своим сотрудникам, то у них будет отсутствовать мотивация выполнять работу? Однако это правда: 98% работников не чувствуют вовлеченности в работу, если руководитель не обеспечивает достаточную обратную связь своим сотрудникам (данные исследования компании MarketTools, Inc., проведенного в 2011 году в Америке среди 630 респондентов). Разберем три основных риска, с которыми может столкнуться руководитель при внедрении обратной связи.

Риск первый

В управленческой среде термин «обратная связь» обозначает процесс, в котором эффект или результат действия «возвращен» для изменения следующего действия. Зная это определение, многие используют обратную связь как инструмент контроля или манипуляции. Именно в этом и кроется один из больших рисков для руководителя при неумелом внедрении обратной связи в коллективе. Люди очень быстро распознают намерения манипуляции и контроля, что заставляет их защищать себя. Проявляется агрессия, бунтарство или попросту бегство, вплоть до увольнения. Срабатывает тот самый инстинкт «бей или беги», который включается в древних отделах мозга, перекрывая работу лобным долям, отвечающим за принятие решений.

Риск второй

Руководителю важно остерегаться иллюзии того, что обратная связь дается только с целью повлиять на что-то в будущем, в надежде, что изменения произойдут сами, волшебным образом. Например, сотрудник часто опаздывает на совещания, руководителю это не нравится, и тот ему говорит: «Который раз ты опаздываешь на совещание. Я не приемлю это! Еще раз опоздаешь и получишь штраф». Уже чувствуете, как падает мотивация этого сотрудника? Все потому, что руководитель не разобрался, что происходит, а в одностороннем порядке «издал приказ» и пригрозил наказанием за его неисполнение. Очевидно, что это не обратная связь: она не подразумевает диалога с руководителем. В свою очередь, это приводит к скандалам, сплетням и разладу в коллективе.

 

Не надо думать, что такое может произойти только в России. Мы не одиноки: согласно исследованию HBR совместно с SuccessFactors и Oxford Economics, более половины опрошенных из 27 стран признали, что их начальник не обеспечивает достаточную обратную связь, давая ее только в рамках формального отчета (51%) либо в неформальном общении (57%). Получается, что каждый второй сотрудник испытывает дефицит качественной коммуникации с руководством.

Третий риск

Еще один риск обратной связи связан с мифом, что она дается только с целью критики. Однако положительная обратная связь и признание заслуг не менее важны для сотрудников. Чтобы в этом разобраться, нужно понимать природу поведения людей. Дело в том, что мы гораздо лучше распознаем жульничество, чем акт доброты. Эволюционно это оказалось очень хорошей стратегией, чтобы успешно передавать свои гены следующему поколению. Поэтому, когда сотрудник выполняет свои обязанности или даже немного превосходит ожидания, мы с легкостью пропускаем подобные события, так как они не помогают нам выжить и продолжить род.

 

Более того, важность признания заслуг также подтверждается исследованием Harvard Business Review, проведенным в 2014 году, когда было опрошено 2415 сотрудников в 10 странах на 7 языках. В ходе анализа была обнаружена сильная корреляция между уровнем лояльности сотрудника и признанием его заслуг в компании. По итогу — из более 500 опрошенных сотрудников, которые указали, что в их компаниях внедрены программы по признанию заслуг, 87% имеют высокий уровень лояльности к непосредственному руководству. Из сотрудников, чьи компании заявили, что не имеют обозначенных программ, только 51% сказали, что они лояльно относятся к своим руководителям. Из этого можно сделать вывод, что управленцы, которые используют положительную обратную связь и отмечают хорошую работу своих коллег, получат более счастливых и более вовлеченных сотрудников. Зная это, нужно тренироваться замечать хорошее и уметь понятно транслировать это вашим коллегам.

Вывод таков: с помощью обратной связи можно повысить уровень мотивации ваших сотрудников и их вовлеченность в работу, а умение отмечать их успехи увеличит лояльность к вам как к руководителю.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+