К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сила бренда. Почему американские вузы лидируют в рейтингах

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Вузы США напоминают огромные научные корпорации с десятками тысяч ученых. Один только Гарвард имеет 28 000 сотрудников — почти треть от общей численности научных сотрудников в России

От 40% до 60% ведущих вузов, входящих в первую сотню любого международного рейтинга образования, — это вузы США. В списке Times Higher Education 42 американских университета, в рейтинге Round University Ranking показатель схож. В чем причина такого успеха? Неужели студенты и преподаватели университетов Лиги Плюща умнее, целеустремленнее европейских и азиатских коллег?

В России популярно утверждение: «Дело в самих рейтингах». Списки, якобы, оценивают англо-саксонскую систему образования выше остальных, принятых в мире, но не учитывают специфику образовательных систем стран мира. Такое объяснение имеет право на существование, однако оно очень условно. Ведь ничто не мешает университетам Сингапура, Гонконга, Южной Кореи занимать позиции в ТОП-50 и конкурировать с тем же Гарвардом.

Действительно, в мире господствует модель университета исследовательского типа, где наука и образование неразрывно связаны. Но эта модель не американская и даже не британская, а скорее германская. Первым университетом исследовательского типа стал Берлинский, основанный в 1809 году Вильгельмом фон Гумбольдтом. Университет, цель которого — воспитание гармонично развитой личности, ученого-исследователя. С оговорками эта модель сохраняется и по сей день.

 

Попробуем разобраться, в чем же уникальность ведущих вузов США. В качестве примера возьмем Гарвардский университет — №1 в мире согласно данным большинства рейтингов. Что приходит на ум при его упоминании? Это деловые студенты бизнес-школы, персонажи из фильма «Социальная сеть», десяток выпускников, ставших президентами (тот же Барак Обама, например). Одним словом, Гарвард это «круто». На этом точка. Сила бренда в полном действии.

Сила бренда — сила страны

Бесспорно, именитые выпускники делают университету имя. Любой из вузов Лиги Плюща может назвать сотни имен политиков, предпринимателей и известных личностей, которые вышли из их стен. С другой стороны, разве нельзя то же сказать о ведущих вузах любой страны мира? Национальный университет Мехико или МГУ им. Ломоносова могут похвастаться плеядами выпускников, составляющих национальную элиту.

 

Во многом успех университета предопределен банальным географическим положением. Фактор самой сильной в мире экономики и широчайшего внутреннего рынка оказывает первостепенное воздействие. Предположим, мы поместим Гарвард в Россию, сохраняя текущее финансирование ($4,5 млрд в год). Через десять лет — это будет в лучшем случае 100-й вуз мира. Почему? Потому что российская экономика попросту не сможет «переварить» такое количество выпускников, чьи амбиции и потребности выходят далеко за пределы рядовых позиций. У нас попросту нет сотен тысяч и миллионов высокотехнологичных рабочих мест с должным уровнем оплаты и перспектив.

Основная причина силы бренда ведущих университетов США заключается в репутации и влиянии самой страны во всех смыслах этого слова. Сегодня в силу политических обстоятельств не модно это говорить, но факт остается фактом. США — по-прежнему экономика №1 в мире, если не брать в расчет паритет покупательной способности (тогда на первом месте все же Китай). Даже русскоязычный текст для российского бизнес-издания, который вы сейчас читаете с экрана телефона или компьютера, был создан в приложении Microsoft Word, и читать вы можете его благодаря сети интернет, зародившейся там же, в Америке.

Репутация университета, в свою очередь, — один из ключевых факторов оценки в рейтингах. Ее доля варьируется от 20% до 50%. Но помимо нее фактором оценки вуза является научная деятельность, где диапазон примерно такой же — 25-90%.

 

Вторая школа или научная корпорация

Само понятие «университет» (мы говорим о ведущих вузах стран) в России и США качественно не сопоставимо. Внешне все схоже — и там, и там есть студенты, профессора. Но принципиальная разница заключается в том, что в России университеты являются по сути второй школой. Российский вуз — это в первую очередь центр образования, что является следствием исторического разделения образования (университет) и науки (академии наук). В последние годы за счет таких программ, как «Национальные исследовательские университеты» или  «5-100», тренд меняется. Наши университеты стремятся в равной мере развивать науку и образование, как это было до 1925 года (год создания Академии наук СССР).

В то же время американский вузы — это огромная научная корпорация, целая академия наук, насчитывающая десятки тысяч ученых. Так, в Гарварде работает 2400 Academic staff (профессора и доценты), причем все они выдали за 2017 год 24 000 публикаций, согласно данным международной базы Scopus. То есть в среднем по одной статье в месяц. Важно отметить, что это не просто проходные материалы, а результаты серьезных научных исследований, на которые смотрит весь мир. Очевидно, что даже физически выдавать такой объем публикаций одному человеку не под силу.

Причина такой сверхвысокой продуктивности заключается в специфической структуре университета: помимо собственно профессоров в Гарварде работает 10 400 сотрудников медицинской школы и аффилированных госпиталей и 15 000 магистров и аспирантов (PhD), которые выполняют функцию научных сотрудников и ассистентов. Получается, фактическая численность ученых — 28 000! Цифра поистине колоссальная. Для сравнения: общая численность научных сотрудников в России — 71 500 человек (данные Росстата).

Помимо образования и науки ведущие университеты мира являются центрами предпринимательства. Университеты физически окружены офисами сотен компаний, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов и т. д. Все это дает студентам бесчисленные вариации построения своей карьеры. Не просто найти работу, но и создать ее.

Так 150 000 компаний, основанных выпускниками за всю историю Гарварда, получили в 2014 году выручку $3,9 трлн и приняли на работу 20,4 млн человек. У MIT за 2015 год показатели — 30 000 компаний, $1,9 трлн выручки и 4,6 млн рабочих мест.

 

Университет сам себе инвестор

Уникальным, практически нигде не повторимым в мире явлением остаются так называемые эндаументы. Фактически это инвестиционный банк, принадлежащий университету, из которого покрываются текущие операционные расходы университета. Эндаумент-фонд имеет два источника финансирования. Первый — пожертвования выпускников. Один из самых щедрых подарков своей alma mater за всю историю сделал основатель Intel Гордон Мур, который в 2001 году пожертвовал Калифорнийскому институту технологий (Калтех) $600 млн.

Второй источник — это доходы от управления активами. Средства эндаументов распределены по сотням и тысячам активов: от традиционных акций, облигаций до земли, недвижимости и т. д. Таким образом, от 30% до 50% бюджета частного университета США составляет прибыль от управления средствами эндаумента. Расходы Гарварда на 36% покрываются из эндаумента, Стэнфорда — на 20%. Рекорд принадлежит Принстонскому университету, 48% бюджета которого формируется из эндаумента.

Общие же объемы эндаумента одного университета могут кратно превосходить годовое финансирование науки и образования в России. Эндаумент Гарварда насчитывает $37,1 млрд, Йельского университета — $27,2 млрд, Стэнфорда — $24,8 млрд. Несложно подсчитать, что в каждом случае суммы превышают 1 трлн рублей.

Университет на всю жизнь

Почему так происходит? Отчего американский выпускник «донатит» своему вузу, а наш нет? По всей видимости, дело в ощущениях и воспоминаниях, которые дает вуз студенту. Скучные профессора, общежития с казарменными порядками едва ли вдохновят студента на пожертвование хотя бы 100 рублей.

 

Университет формирует вокруг себя среду, выходящую далеко за рамки парадигмы «профессор учит, студент учится». Вузы поддерживают связь с выпускниками на протяжении всей жизни. Вузы создают такую среду внутри себя, которая остается у человека едва ли не самой яркой полосой в жизни. Отсюда и пожертвования от выпускников, порой исчисляемые сотнями миллионов.

Деньги и знания. Нужно ли высшее образование, чтобы стать миллиардером

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+