Область бессознательного. Как бизнес зарабатывает на суевериях
В пятницу, 13-го, некоторые предприниматели словно замирают: не подписывают контракты, не отправляются в командировки, не назначают важные встречи. Более того, список распространенных народных суеверий бизнес готов дополнить приметами собственными, узко профессиональными.
Знакомый рассказал поразительный случай. В пятницу, 13 октября, 2017 года на утренней планерке одного из региональных заводов по производству цемента несколько ведущих технологов и главный инженер единодушно проголосовали за то, чтобы не запускать в этот день отремонтированную печь. «Как бы чего не вышло», — объясняли они потом рабочим.
При этом надо понимать, производство цемента — сложный, а главное, непрерывный процесс: подготовленный и прошедший все этапы корректировки шлам должен вовремя поступить в печь, в печи он должен превратиться в клинкер, а клинкер — поступить на мельницу. Отсрочить хотя бы один этап — значит выпустить некачественный продукт...
Интересно, что новую мельницу на том же заводе, десятую по счету, специально назвали «Мельница 13-я»: так суеверное руководство «снимало порчу» с предприятия, у которого в последнее время были плохие продажи.
С поправкой на ветер
Розничным сетям нужно руководствоваться холодным рассудком и здравым смыслом. Попробуй разбросать по торговому залу мелочь и объяснить посетителям, что это, дескать, для хороших продаж. Не поймут. Но ретейл — пожалуй, одна из отраслей, в которой больше всего разного рода бизнес-суеверий. И есть приметы, в которые верят даже самые скептически настроенные предприниматели.
Народная примета: зацвела черемуха — жди похолодания. Бизнес по продаже одежды очень чувствителен к погоде, поэтому ее изменения надо учитывать в маркетинговых коммуникациях. Когда мы заметили цветение черемухи, то сразу включили в медиаплан рассылки с товарами, которые помогут утеплиться в холодную погоду. И не ошиблись: медиаплан сработал.
Мужчина на удачу
Владелец одного торгового дома в Подмосковье, который специализируется на продажах шуб из натурального меха, кожаных курток и пальто, как-то поделился своими, «стопроцентно рабочими», проверенными временем приметами. Если первую покупку в магазине совершает мужчина (а ассортимент магазинов этого предпринимателя рассчитан исключительно на женщин), то весь день будет удачным по части продаж.
В примету, по его словам, поверили и другие коллеги-торговцы после одного случая на выставке-продаже в Москве. Выставка шла несколько дней, со среды по воскресенье. Среда и четверг выдались никакими — практически ничего не удалось продать. А в пятницу около 10 утра, через час после открытия, в магазин зашла молодая пара. И мужчина купил своей спутнице шубу из норки с рысью стоимостью 150 000 рублей. После этого покупатели буквально хлынули: за день магазин продал товара почти на 17 млн рублей, перекрыв тем самым остальные неудачные дни.
Еще этот предприниматель уверен, что самая «продажная» цифра в одежном ретейле высокого ценового сегмента — это тройка. Когда он закупает очередную партию товара, то всегда берет его в количестве, кратном трем, 57 шуб например. Тройка, убежден он, знаковое денежное число. Может, потому, что дата его рождения приходится на 3 сентября.
Время вить гнездо
Еще один знакомый, директор строительной компании, считает, что какая-то магия существует и на рынке недвижимости. Особенно в нее верят те, кто покупает не просто «коробку» в многоэтажке, а собственный дом на земельном участке. Примет, по его словам, существует множество: и тех, в которые свято верят покупатели, и тех, в которые свято верят строители. Один из лучших продажников этой компании — верующий, называющий себя православным человек, который должен отрицать любые суеверия. Но некоторые приметы, которые «работают», отмечает и он. Какие?
Примета №1: чисто женская. Это ласточкино гнездо под крышей только что выстроенного дома. Покупательницы, увидев ласточек, приходят в неописуемый восторг, даже хлопают в ладоши от радости. Шансы на продажу таких объектов повышаются в разы.
Примета №2: уборка и праздник. Хотя народ давно отвык «обмывать» все подряд покупки, в новый дом, где нет еще не только мебели, но даже отделки, обязательно приглашают гостей: это тоже хорошая примета. Как, впрочем, и обязательное мытье полов в новом доме. «Я часто наблюдаю за теми, кто это делает в совершенно чистых таунхаусах, — рассказал директор. — Мы ведь и сами все приводим в порядок, прежде чем показать и продать новый дом. Но я понимаю, что это ритуальная уборка. Человеку хочется все потрогать, пощупать, насытить дом своей энергетикой».
Примета №3: Новый год. Это знаковый период для продаж в любой отрасли, а в недвижимости особенно. Вообще считается, что планировать приобретение жилья нужно на растущую луну. Но процесс выбора и оформления покупки нового дома длительный. Тут в одну луну, хоть растущую, хоть убывающую, не уложишься. Можно начать планировать на новую луну, а закончить — на новые Марс или Венеру.
Но что точно работает, так это конец года. Люди хотят начать новую жизнь с нового года в новом доме. В декабре наблюдается традиционный всплеск продаж в сфере недвижимости, компании обычно продают в два раза больше, чем в ноябре. А после Нового года, когда, несмотря на все чаяния, новая жизнь не случается, народ успокаивается и все снова засыпает.
Что касается сугубо строительных примет, то прорабы запрещают строителям свистеть, когда те возводят дом. Примета известная, и девелоперам вовсе не хочется, чтобы у их покупателей закончились деньги.
Как сделать пятницу «черной»
Мой личный вклад в копилку «работающих» примет такой: если пятница проходит слишком спокойно, то за несколько минут до конца рабочего дня жди неприятностей. Так случилось и у меня в пятницу 29 июня. Был спокойный, солнечный летний день, продажи шли хорошие, настроение лучше некуда. Когда я уже выбирал в навигаторе смартфона маршрут до дома, мне сообщили, что на сайте магазина форс-мажор: цены на товар слетели, скидки увеличились кратно, граждане начали делать заказы в немыслимом количестве.
В итоге рабочий день закончился очень нервно и на четыре часа позже обычного в попытках как можно быстрее разобраться в техническом сбое и решить вопросы с клиентами так, чтобы их не обидеть и самим не скатиться в неприемлемые убытки. А от хорошего настроения не осталось и следа.