Творческие муки: простые советы по ведению блога
Пост для блога — это не школьное сочинение, не деловой отчет и не статья для журнала
Автор книги «Блог на миллион долларов», которая выйдет в издательстве «Альпина» в конце июня, сменила работу в традиционных СМИ на карьеру блогера и уверяет, что создать блог на миллион долларов может каждый, у кого есть желание, фантазия и готовность заниматься этим всерьез. Наташа Кортни-Смит делится с читателями стратегией и тактикой, которые помогли ей прийти к успеху. Forbes публикует главу с советами о том, каким должен быть текст в блоге.
Дело в том, что тексты для блога в корне отличаются от текстов для печатных изданий. Самые успешные блогеры невероятно хороши в своем жанре — но те средства, которыми они пользуются, абсолютно неприемлемы в других жанрах. И на то есть своя причина: аудитория блогеров, пользователи сети, нетерпелива, даже ленива и не любит долго на чем-то задерживаться — ей нужно быстро получить удовольствие.
И что же, абзацы всего из одного предложения? Отлично. Современная грамматика, противоречащая школьным правилам, которые вы освоили с таким трудом? Да пожалуйста, если она соответствует вашей манере и позволяет вам более звучно и внятно сформулировать свою мысль. Ведь самое важное — работать на свою аудиторию, а ее большинство, как правило, составляют читатели с низким уровнем концентрации внимания, «сканирующие» текст за несколько секунд.
Но структура все равно нужна: нельзя сваливать все в одну кучу, прикрываясь разговорным стилем, — нужен профессионализм, но поданный в непринужденной манере современного блога. Возможно, вам требуются четкие указания, как превратить идею в законченную статью, готовую к публикации. В таком случае я предлагаю вам следующий план действий.
1. Для начала сделайте набросок своего поста
Можно взять на вооружение метод Марка Мэнсона (выше) и сначала просто записать все, что пришло в голову.
Но если хотите сразу задать структуру, набросайте план поста. Быстро напечатайте заголовок, основные положения и аргументы и несколько нумерованных абзацев с информацией, которую вы хотите добавить, — и все, ваш пост, по сути, готов. Осталось только облечь этот «скелет» плотью, но тут вам, скорее всего, понадобится его хорошенько обработать — поэтому следуйте дальнейшим рекомендациям, чтобы отредактировать и усовершенствовать свой набросок и превратить его в безукоризненный пост.
2. Пишите так, как говорите
Пост для блога — это не школьное сочинение, не деловой отчет и не статья для журнала. Он гораздо ближе к живому общению, поэтому нужно писать почти так, как говорите. Это не значит, что можно отказаться от орфографии и пунктуации, но старайтесь передать естественный ритм и интонации вашей речи. Возможно, вам пригодится приложение «Диктофон» на телефоне: можно наговорить на него свои рассуждения по теме поста, а потом слегка переработать расшифровку, сохранив свой естественный разговорный стиль.
3. Выносите свои ключевые идеи в начало
Я сама «переквалифицировалась» в блогера из журналистки, так что очень хорошо вижу одно существенное стилистическое различие. Газетная заметка приглашает читателя в путешествие, постепенно раскрывает перед ним всю историю или излагает суть проблемы и, как правило, приберегает основную мысль для самого конца — а блогеры озвучивают ее в первых строках. Они начинают текст с основных положений, понятных и четко сформулированных. Опять же, дело в разнице читательских подходов: пользователи сети гораздо менее терпеливы и не станут тратить много времени на то, чтобы разобраться, стоит ваш текст их внимания или нет. Они должны принять решение мгновенно, лишь увидев заголовок поста.
Поэтому хорошенько обдумайте название, попытайтесь взглянуть на него так, будто не знаете содержания записи, и понять, достаточно ли оно любопытно и завлекательно; спросите себя, обещает ли оно читателю по-настоящему достойный материал и не выглядит ли слишком невнятным; поразмышляйте, насколько ваша тема действительно интересна публике. Однако помните, что большинство пользователей прокрутят страницу чуть ниже заголовка (на доли секунды), поэтому идея вашей записи должна быть понятна с первого взгляда — как этого добиться, подскажут следующие пункты.
4. Составляйте списки
Ни для кого не секрет, что все самые популярные сайты мира, от BuzzFeed до The Huffington Post, штампуют статьи-списки одну за другой — и все потому, что читатели их обожают. Я сама раз за разом наблюдаю, как посты со списками обходят по количеству просмотров весь контент, который я создаю для своих клиентов. Они легко и быстро читаются и вместе с тем могут быть очень увлекательными. Так что разбивайте текст на нумерованные и выделенные абзацы (но помните, что при этом вам нужен очень броский заголовок: статей-списков в интернете множество, а вам нужно, чтобы читатель обратил внимание именно на вашу).
5. Используйте подзаголовки
Подзаголовки внутри поста — отличный способ разбить текст. Они помогают читателю сориентироваться в вашем материале, позволяют ему оценить контент с одного взгляда, способствуют усвоению мыслей, которые вы хотите до него донести, а также изначально дают вам самим фундамент, на котором вы будете строить свой текст!
6. Оставляйте свободное место
В традиционных СМИ редакторы больше всего ценят элегантные предложения и абзацы с безупречной грамматикой и впечатляющим подбором слов. Но интернет-пользователям недосуг во все это вникать — кроме того, они нередко читают посты в неудобных обстоятельствах (идут по улице, едут в автобусе, перекусывают в кафе, смотрят на экран телефона при ярком солнечном свете и т. д.). Так что не просто разбивайте текст на маленькие абзацы и пишите короткими предложениями только по существу, но и делайте между абзацами большие пробелы, чтобы на странице оставалось пустое место. Так проще читать текст, особенно на ходу.
7. Поиграйте со шрифтами
Еще один способ разбить пост на удобоваримые и читабельные кусочки — использовать жирный шрифт и курсив. Это привлекает внимание к важным словам и фразам
(что очень полезно для «сканирующего» текст пользователя) и подталкивает читать дальше. Можно использовать еще один прием, когда ключевая фраза из основного текста повторяется более броско — например, крупным шрифтом или выделяется цветом. Это поможет удержать интерес читателя хотя бы потому, что страница будет смотреться более любопытно и привлекательно.
8. Вставляйте в текст картинки
Надеюсь, вы уже поняли, что далеко не все ваши читатели так уж любят именно читать! Поэтому мой последний совет, как привлечь, захватить и не отпускать их внимание, — это добавить в пост изображения. Они могут непосредственно отражать тему вашей записи или лишь слегка с ней ассоциироваться, но их задача в том, чтобы заманить читателя и создать у него более приятное общее впечатление о вашей статье.