В России с ее сравнительно юной рыночной экономикой понятия «средний, малый и микробизнес» пока что не стали самостоятельными. Их принято объединять вместе под аббревиатурой МСП — субъекты малого и среднего предпринимательства. Доля МСП в экономике страны уже много лет держится примерно на одном уровне — 20%. К 2030 году ее планируют довести до 40%. Но будет ли задача решена — никто не знает. Потому что зависит ее решение не только от государства, но и от того, как будут шевелиться сами представители МСП.
Из почти 6 млн предприятий МСП в России, 95% — это категория «микрокомпании»: компании с численностью до 15 человек и выручкой до 60 млн руб. в год. Напрашивается вопрос — почему эти компании не растут? Почему более 5,5 млн бизнесов долгие годы сохраняют статус «мини»?
Во многом это связано с тем, что быть маленьким в России выгодно. Для микрокомпаний снижены налоги, упрощена отчетность, сокращено число проверок со стороны государственных органов. Но дело не только в этом. В менталитете российского предпринимателя заложены определенные страхи и привычки, которые тормозят развитие.
1. Культ занятости
В нашей стране почетно быть героем. Занятость предпринимателя «на грани инфаркта» по 12 часов в день 7 дней в неделю считается нормой, и многие владельцы годами живут в таком ритме. У руководителя небольшой организации границы между буднями и выходными, жизнью и работой, как правило, совершенно стерты.
Справедливости ради нужно сказать, что почти все «героически занятые» когда-либо пытались делегировать полномочия подчиненным. Но, столкнувшись с безалаберностью и наплевательством работников один раз, забрали полномочия обратно и отдавать второй раз опасаются.
На самом деле:
Поглощенность работой вызывает уважение. Но, по факту, очень часто она является не искренним желанием предпринимателя отдать себя делу, а только симптомом того, что в компании не выстроена система управления и не налажены механизмы автоматического контроля за выполнением работ. Без этих инструментов глава компании действительно не может надолго отлучиться из офиса. Все процессы и решения завязаны на нем. Работники привыкли прибегать к нему по любому поводу, потому что четких указаний и официальных инструкций к выполнению работы от него не получили: они не знают, как действовать правильно в той или иной ситуации.
2. Неформальные связи важнее формальных
Бизнес в России — бизнес личностный. Он весь основан на связях, на доверии между предпринимателем и работниками, на личной симпатии клиентов к представителям организации. Как следствие, любое обсуждение российского бизнеса заканчивается перечислением имен собственных: кто с кем связан, кто кого контролирует, кто за что отвечает.
В этой сложной паутине личных взаимосвязей многие работники кажутся владельцу единственными и незаменимыми, носителями уникальных связей и компетенций. Нередко предприниматели стараются удержать эти кадры любой ценой: идут на уступки, повышают зарплаты, сквозь пальцы смотрят на халатность. Лишь бы «люди с опытом работы», уже привыкшие к специфике компании, не уходили — не вынуждали искать и «адаптировать» новых.
На самом деле:
Принцип «старый друг лучше новых двух» хорош для жизни, но не для бизнеса. Бизнес, который состоит из личностей и их уникальных навыков, не может управляться и расти по определению. Если ваш бизнес основан на личных связях, но вы хотите подготовить компанию к росту — вам неизбежно придется формализовать коммуникации внутри компании: описать и оцифровать работу каждого сотрудника, чтобы труд каждого можно было корректно оценить, а знания оставить в компании и после его ухода.
Формализация процессов позволит вам свободно заменять кадры при первой же необходимости, не теряя в качестве исполнения задач. Тем более что в реальности компетенция многих «специалистов» является, мягко скажем, надуманной. А от их замены компания только выигрывает.
3. Сохранять, а не приумножать
Редко кто из российских предпринимателей однозначно знает, как правильно развивать свою компанию. Вторую открывать? Менять маркетинговую стратегию и делать «зонтичный бренд»? Выводить подразделения на хозрасчет? Или, наоборот, всех объединять и «вертикально интегрировать»? Не хватает знаний. Нет помощников. Вокруг полно примеров неудачного развития, оглядываясь на которые многие предприниматели не спешат предпринимать рискованные шаги.
На самом деле:
Не все знают, но существуют и безопасные пути развития бизнеса. Не для всех компаний разумно масштабировать бизнес и захватывать все новые и новые рынки. А вот плавно оптимизировать управленческую структуру, выявлять слабые места и системно повышать эффективность уже построенных в компании процессов может практически каждый. Инструменты нормирования труда, контроля над выработкой, дублирования информации — все это инструменты развития «вглубь». Их внедрение пусть и трудоемко, но безопасно для компании. При этом открывает не меньше финансовых перспектив, чем развитие «вширь».
4. Страх потери контроля
Многие предприниматели обладают достаточным умом, силами и ресурсами для развития бизнеса. Но их останавливает страх потери контроля над растущей компанией. Как расширяться и при этом не чокнуться? Если и 10 работников доставляют столько проблем и отнимают столько времени, страшно подумать, что будет, когда их станет 100 или 250, например?
На самом деле:
Действительно, если просто увеличить хаотично выстроенную структуру микрокомпании в 10 раз, не меняя при этом принципы управления, ничего хорошего не получится. Каждый новый работник станет для вас новой проблемой, потому что следить за его работой лично уже не получится.
На эту тему у немцев существует отличная поговорка: «Успешность всякого бизнеса определяется не числом занятых в нем, а числом работающих». Если на данный момент у вас в компании числится 10 человек, сначала научитесь контролировать их — загружать работой, проверять результаты, правильно оплачивать труд. Поставьте контроль на автоматические рельсы в мини-структуре при помощи правильной системы отчетности. Удостоверьтесь, что люди работают и без вашего непосредственного участия. И только потом масштабируйтесь.