Во благо общества. Почему компаниям выгодно помогать нуждающимся
Как легко догадаться, словосочетание «pro bono» — латинское, сокращенное от «pro bono publico», что дословно переводится как «ради общественного блага». Так называют оказание профессиональной помощи на безвозмездной основе благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам.
Услуги оказываются безвозмездно, поэтому так называемая субсидируемая помощь, когда оплату услуг частично или полностью берет на себя государство, к ним не относится. Например, иногда pro bono ошибочно называют оказание юридических услуг в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, предусмотренной Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи».
Помимо того, что помощь оказывается бесплатно, она обязательно должна оказываться специалистами в определенной области профессиональной деятельности, то есть за аудитом нужно обращаться в аудиторскую фирму, а за логистикой — в транспортную компанию. Этим pro bono отличается от благотворительности или волонтерства: ими может заниматься каждый, независимо от специальности и квалификации. В России такая помощь никак специально не регулируется на государственном уровне и является одним из проявлений социальной ответственности бизнеса.
Идея бесплатного оказания юридической помощи малоимущим родилась в Древней Греции, бытовала она и среди адвокатов в средневековой Франции. В своем современном виде практика pro bono сформировалась в США. В 1983 году в кодексе профессиональной этики Американской юридической ассоциации появился пункт, согласно которому адвокат обязан минимум 2% своего рабочего времени посвящать бесплатному оказанию профессиональных услуг. В результате сегодня большинство крупных американских юридических фирм имеют обширные практики в этой области.
Pro bono широко распространено не только в Штатах, но и в Европе (заявки на бесплатную юридическую помощь от «третьего сектора» собирают через специальные сайты, кол-центры и даже целые компании) и Азии (в Южной Корее, например, если адвокат не отработал положенного количества pro-bono-часов, он должен заплатить немаленький штраф). В России в силу объективных причин подобные услуги начали оказывать сравнительно недавно. Тем не менее уже есть определенные достижения. Так, около десяти лет работает Russian Pro Bono Clearinghouse, а весной 2016 года в Москве прошел первый российский форум pro bono.
Со временем pro bono вышло далеко за пределы юридической сферы: теперь профессиональные услуги по всему миру (в том числе и у нас) бесплатно оказывают аудиторские компании и бюро переводов, пиар-агентства и IT-фирмы, специалисты по брендингу и маркетингу. В результате сегодня некоммерческие организации имеют возможность получить необходимый им сайт, стратегию продвижения или ежегодный аудит совершенно бесплатно, не расходуя драгоценные, часто с большим трудом собранные средства.
Не только благотворительность
Помимо очевидной пользы для тех, кому услуги оказываются безвозмездно, есть совершенно определенные преимущества и для тех, кто их оказывает. Во-первых, оказание таких услуг почти всегда позволяет расширить собственные профессиональные знания и взглянуть по-новому на стандартные рабочие вопросы. Во-вторых, это прекрасная возможность пообщаться с новыми интересными людьми, которые чаще всего работают в сферах, далеких от «хозяйственной деятельности» и с которыми ты бы ни при каких других обстоятельствах не встретился. В-третьих, это лучше любого тимбилдинга сплачивает команду, поскольку, например, в нашей сфере это тот редкий случай, когда юрист может себе позволить быть эмоционально вовлеченным в проект.
Кроме того, pro bono может быть интересно коммерческим фирмам и с точки зрения пиара, и с точки зрения брендинга, и как способ громко заявить о себе. Такие услуги создают репутацию компании и «зарабатывают» ей новых клиентов. Это своего рода «умная благотворительность», когда ты не просто жертвуешь, а участвуешь в проекте, принимая на себя определенную долю ответственности за его реализацию. Уверена, что и в других сферах pro bono — это хорошая инвестиция в будущее: и всей компании в целом, и каждого отдельного сотрудника. Более того, если компания оказывает услуги pro bono, значит, у нее есть достаточное количество ресурсов, она уверена в завтрашнем дне и смело смотрит в будущее. В каком-то смысле pro bono — это знак качества, то, что отличает успешных и сильных от тех, кто еще не очень твердо стоит на ногах.
Распространенные ошибки
Каких ошибок стоит избегать компаниям, которые решили заняться безвозмездной помощью? Выбор проектов, которым будут оказываться услуги, не должен осуществляться хаотично, например, на основе личных предпочтений руководства фирмы или по принципу «кто первый придет». Тут нужна система четких критериев, на основе которых принимается такое решение.
Работа должна строиться ровно по тем же правилам, что и оказание услуг на возмездной основе. Например, если в фирме принято вести учет рабочего времени (так называемый, биллинг), то и по проектам pro bono он должен вестись и предоставляться клиенту на регулярной основе. При оказании услуг важно понимать особенности основной деятельности клиента. Поскольку проекты, которым оказываются услуги pro bono, часто работают в сферах, непривычных для юристов, аудиторов, бухгалтеров и т. д., необходимо информировать сотрудников об особенностях проекта, в том числе путем организации специальных встреч со специалистами в соответствующей области. Пренебрежение этими правилами может привести к снижению качества услуг, а некачественные услуги — хуже, чем их отсутствие.