Кошелек или красивая жизнь. Чего на самом деле ожидают россияне от работы
Многие работодатели уверяют, что нематериальная мотивация важнее материальной. Что деньги влияют на производительность труда лишь какое-то время, а потом человеку хочется профессиональной самореализации и новых проектов. Но вот что интересно: согласно опросу, проведенному осенью этого года рекрутинговым порталом Rabota.ru, более половины работников (53,9%) недовольны условиями работы, а 80% респондентов заявили, что легко уйдут в другую компанию, если им предложат больше денег. Данные другого исследования, проведенного компанией Kelly Services, говорят о том же: в этом году выросло число людей, для которых важнее всего зарплата.
Тратить бюджет на нематериальную мотивацию стоит лишь тогда, когда компания платит сотрудникам среднерыночные зарплаты. В противном случае система дополнительных привилегий — оплата проезда, бесплатное питание, компенсация стоимости абонемента в фитнес-клуб или курсов английского языка — не сыграет никакой роли. Работодатель будет тратить на все это деньги, а производительность останется на прежнем уровне.
Осенью этого года мы опросили почти 1000 москвичей, находящихся в активном и пассивном поиске работы, и выяснили, что больше половины (56,8%) из них перейдут в новую компанию, если им предложат оклад, на 50% превышающий их нынешний. Каждый пятый респондент сделает это, если зарплата увеличится на треть, и чуть больше 1% соискателей готовы сменить место работы ради 10%-го увеличения жалованья.
Несмотря на это, большая часть нанимателей в течение 2017 года даже не индексировали зарплаты подчиненных, зато активно инвестировали в обучение персонала и в улучшение психологического климата в коллективе. Эмоциональному интеллекту в российских компаниях вообще стали уделять особое внимание. Если еще два-три года назад даже не всякий менеджер понимал, что это такое, то сегодня любой рядовой сотрудник пояснит: эмоциональный интеллект — это способность распознавать эмоции собеседника, что, в свою очередь, помогает строить более прочные отношения с людьми, двигаться по карьерной лестнице, добиваться выгодных условий в работе с партнерами и т. д. На эту тему проводят много мастер-классов, и работодатели готовы тратить деньги, отправляя своих сотрудников на такого рода мероприятия. Однако сами работники хотят другого.
Мы попросили соискателей отметить три наиболее и наименее значимых фактора при выборе работодателя. Оказалось, что людей не вдохновляет возможность заниматься спортом за счет работодателя, известность компании и красиво обставленный офис. Даже полноценное питание назвали неважной мотивацией 44,3% опрошенных. То есть в то время, как работодатели трудятся над созданием привлекательного HR-бренда и расставляют по офисам столы для пинг-понга, сотрудники мечтают о ДМС, белых зарплатах и соблюдении норм Трудового кодекса. На вопрос: «Чего бы вам хотелось получить от вашего работодателя?» — они также часто отвечали: «Индексации зарплаты и гибкого графика».
Как правильно построить систему нематериальной мотивации
Шаг первый. Достойно оплачивать труд людей. Сотрудники продают вам свое время и умения не за еду и уютный офис с креслами-мешками. Они зарабатывают деньги на жизнь. Это главное, остальное второстепенно.
Шаг второй. Выбирая между абонементом в спортзал и оплатой минимального пакета ДМС, выбирайте ДМС. Спорт полезен, но заставить им заниматься невозможно. А потребность в терапевте возникает раз в год почти у каждого человека.
Шаг третий. Хороший коллектив — пожалуй, единственная нематериальная ценность, которая действительно важна людям. В создание правильной атмосферы инвестировать надо всегда. Каких бы профессионалов вы ни собрали в команде, надо помнить, что людьми управляют эмоции. Если у вас не отлажен тайм-менеджмент, а в должностных инструкциях четко не прописаны обязанности каждого из сотрудников, будьте уверены — завтра ваши подчиненные возненавидят друг друга.
Шаг четвертый. Когда все процессы отлажены, а основные потребности сотрудников (достойная зарплата и соцпакет) удовлетворены, можно продумывать, какие еще способы нематериальной мотивации можно использовать. И они должны совпадать с ценностям компании и сотрудников. Согласитесь, производителю спортивных товаров странно оплачивать сотрудникам обеды в фастфуде. Также, если в штате вашей компании больше всего молодых сотрудников, не имеет смысла предлагать им в качестве дополнительного бонуса материальную помощь при болезни. Выгодные кредиты их заинтересуют больше. Нематериальная мотивация должна быть полезной и логичной. Только так работодатель получит лояльных сотрудников.