К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Человеческие ресурсы. Главные итоги года в жизни компаний и их сотрудников

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Руководители с какими компетенциями ценились в этом году больше всего? Сотрудникам какой сферы не повезло, а в какой стране робот стал членом совета директоров?

Год назад аналитики Deloitte давали свои прогнозы на 2017 год. Их «хрустальный шар предсказаний» говорил о том, что год станет разрушительным периодом, в течение которого более трех миллионов руководителей компаний по всему миру уйдут на пенсию, освободив рабочие места для молодых специалистов. Отчет также прогнозировал рост технологий, которые помогли бы увеличить взаимодействие сотрудников, сплотили бы их в совместной работе и развивали инновации.

Сказались ли эти прогнозы на России и чем по-настоящему стал уходящий год для корпоративного сектора?

Новые профессии и компетенции

Россия наблюдала две разнонаправленные тенденции в бизнесе — падение доходов и переход в диджитал. Отсюда и потребность в особенных сотрудниках. Так, компании, переживающие свои худшие времена, на помощь и во имя спасения призывали антикризисных CEO, финансовых директоров и юристов, способных реанимировать бизнес и вдохнуть в него новую жизнь. Их главной задачей становилось продуманное сокращение расходов без жесткой экономии на развитии, равной смерти бизнесу.

 

С другой стороны, бизнес, который оставался на плаву, хотел развития и смотрел в сторону диджитализации. Компании менялись и снаружи, и внутри. Новыми становились инфраструктура, процессы, идеология и принципы клиентского обслуживания. Воплотить в жизнь эти запросы должны были маркетологи и IT-специалисты. 2017 год стал годом рождения диджитал-эдвайзоров — создателей диджитал-компаний с сильным миссионерским началом. Такие люди привлекались в традиционный бизнес как советники и становились «путеводной звездой» в космосе диджитализации для менеджмента и собственников.

Профиль руководителя

Поменялся профиль нового руководителя: сейчас компаниям нужен человек, который быстро принимает и оперативно реализовывает изменения. В крупных компаниях на это иногда уходили месяцы, но в современном мире такой подход тормозит развитие бизнеса. Поэтому новые требования к руководителю таковы: оставаться настойчивым, устойчивым и уверенным в переменах, которые он проводит, уметь находить и запускать скрытые ресурсы внутри ключевой команды.

 

Растет и значимость эмоционального интеллекта. На весь золота оказываются руководители, которые вдохновляют и мотивируют коллектив в ситуации неопределенности и постоянного давления. Интересно, что места CEO все чаще начинают занимать HR-директора — так произошло в этом году в «Яндексе» и X5 Retail Group. Это говорит о том, что приоритетной задачей генерального директора является собрать и воодушевить правильных людей, найти таланты, сформировать и управлять командой.

Вам всегда открыты наши двери

Интересно, что в эпоху кризиса становится нормой повторный наем бывших сотрудников. Одно из исследований показывает, что 76% профессионалов в области HR теперь чаще принимают работников, которые ушли на выгодные условия и решили вернуться через некоторое время. Места для обид не остается, такой подход становится экономически обоснованным. Ведь при возвращении такие специалисты могут принести новые впечатления, связи, точки зрения, опыт и даже потенциальных клиентов.

Уходить и возвращаться в компанию больше всего склонны миллениалы. Таких сотрудников уже начали называть «бумерангами». По статистике, 46% поколения Y рассмотрят возможность вернуться к бывшему работодателю, в то время как на такой шаг решаться только 33% людей из поколения X и 29% бэби-бумеров. Компаниям я бы посоветовала настраиваться на массовое возвращение «бумерангов», сохранять хорошие отношения с амбициозными сотрудниками, даже если их решение о развитии связано с уходом из компании.

 

Вознаграждение

Компании в этом году не стремились урезать оклады, но бонусная часть заметно «похудела», за счет чего бизнес заканчивает свой год не на оптимистичной ноте. Общие доходы из-за сокращения бонусной части снизились в среднем на 30–50%.

Сказались не только экономические проблемы бизнеса, но и политическая обстановка в стране. Особенный удар пришелся на инвестиционных банкиров из-за закрывшихся из-за экономических санкций стран и невозможности для зарубежных инвестиций. Планы и KPI сорвались, и эти специалисты не получат до 100% своих премий и бонусов. Скорее всего, тенденциями 2018 года станет рост числа миллениалов на управленческих позициях, а также развитие технологий. В 2017 году произошел прецедент: место директора в инвестиционной компании Гонконга занял робот. Он голосует наравне с другими членами Совета директоров, а его вычислительные мощности являются дополнительным источником для анализа больших объемов данных. Но будем надеяться, что интуиция и эмоциональный интеллект человека все-таки не уступят искусственному разуму.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+