Нанять 14-летнего миллионера. Работодатели ищут подход к молодежи
Работа с цифровой молодежью, которую иначе называют digital natives, оказалась настоящим вызовом для специалистов по трудоустройству. «Представители поколения Z уже в 14 и 15 лет могут быть стартаперами или миллионерами. И взаимодействие с ними требует совершенно новых способов вовлечения и удержания в трудовом коллективе», — поясняет Ирина Шишкина, консультант «Мастерской Олега Замышляева». При этом данная аудитория все больше привлекает внимания работодателей. Осенью один из крупнейших рекрутинговых порталов HeadHunter.ru объявил о возможности публиковать у себя вакансии для подростков, достигших 14 лет. Это будут предложения, не нарушающие трудовое законодательство, например, трудоустройство для подростков на летнее время.
Крупные работодатели эту тенденцию понимают. «Представители поколения Z только начинают трудоустраиваться, однако стандартные методы и HR-инструменты не работают по отношению к ним эффективно», — признает Людмила Кислова, руководитель направления по управлению талантами и развитию корпоративной культуры «KFC Россия и СНГ». У многих представителей Z базовые потребности уже удовлетворены родителями, миновавшими стадию первоначального накопления капитала на своем уровне социальной лестницы, объясняет глава Superjob.ru Алексей Захаров. «Грубо говоря, почти никому из поколения Z прямо завтра голодная смерть не грозит, и это приводит к появлению диаметрально противоположных групп», — добавляет он.
Для работы с молодежью работодатели вынуждены использовать новые способы взаимодействия. Например, с этого года сеть ресторанов KFC пробует VR-технологии и искусственный интеллект, задействуя на этапе рекрутинга виртуального робота, который начинает коммуникацию с кандидатом сразу после заполнения им анкеты на сайте. Виртуальный помощник верифицирует правильность телефонного номера и узнает уровень заинтересованности соискателя, после чего обработанная анкета попадет к HR-специалистам.
По словам Захарова, большую часть поколения отличает инфантильность, такая молодежь не хочет «напрягаться». Другая часть, более пассионарная и меньшая, напротив, готова брать на себя сверхвысокие риски, умеют сами зарабатывать или могут этому научиться. При этом все Z-ты без исключения предпочитают краткую и емкую подачу информации, и это стоит учитывать работодателям. KFC строит свои обучающие тренинги для персонала в формате онлайн-квеста. Чтобы выбраться из виртуальной комнаты, сотруднику необходимо выполнить задания за определенное время, например, запанировать знаменитую курочку. Полноценная включенность в ситуацию с помощью VR позволит не только отработать ключевые навыки, но и получить полноценный опыт.
Важная проблема современного рекрутинга — непривлекательные для молодых специалистов сферы рынка труда: фаст-фуд, ЖКХ, аграрный сектор. Чтобы изменить отношение к той или иной отрасли, некоторые компании предпринимают интересные шаги. Растениеводческая компания «АгроТерра» создала новую профессию для АПК — агроскаут. В марте 2017 года инициатива даже была отмечена специальной «Премией HR-бренд». Новая профессия, которую создали «АгроТерра», по сути стала аналогом традиционного агронома, задача которого заключается в составлении точного прогноза урожайности запланированного качества и объема вне зависимости от природных факторов. Помимо традиционных инструментов агроскауты вооружены современными ИТ-программами и цифровыми устройствами с системой анализа данных.
За прошлый год благодаря работе новых специалистов, которые провели 26 000 аудитов и разработали 3 000 рекомендаций с корректирующими действиями, урожайность «АгроТерры» выросла на 15%. По словам Нины Осовицкой, эксперта HeadHunter.ru, сегодня востребованность новой специальности растет. На должность агроскаута большой конкурс от выпускников профильных вузов, с которыми сотрудничает «АгроТерра». Число поступающих на аграрные специальности также выросло.
Немаловажным для поколения Z является и возможность проявить себя — методом «лайков». Нематериальная мотивация и одобрение гораздо эффективнее, чем классические способы поощрения, уверена Кислова из KFC. Компания вводит для сотрудников так называемые карточки признания, вручает личные призы, проводит внутрикорпоративные конкурсы. «Наша задача сделать так, чтобы ребята могли гордиться брендом и смело заявлять о том, где они работают, в том числе и на своих страницах в социальных сетях», — говорит Кислова из KFC.