Начиная большой разговор на одну из самых острых тем российского образования — репетиторство, сразу оговорюсь, что не имею в виду высококлассных педагогов с реальными результатами по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ, которые не пользуются рекламой своих услуг, не заводят профили на ресурсах по поиску репетиторов, чьи имена и результаты подопечных говорят сами за себя. Их совсем немного — всего несколько сотен по Москве. Здесь также не пойдет речь о тех, кто гарантированно готовит победителей или призеров Всероссийских предметных олимпиад. Речь не о них. Речь пойдет о репетиторах, которые работают по заказам: «Повысить успеваемость в школе», «Устранить школьные пробелы» и т.п.
Из прошлого нашей страны репетиторствование по подготовке к вступительным экзаменам постепенно преобразилось в феномен тотальной дополнительной подготовке по всем без разбора учебным предметам. В родительской среде давно стало нормой, если с ребенком занимаются 2, а то и 3-4 специально приглашенных специалиста, которые «подтягивают» ученика по школьной программе. Обычный для наших дней комбо-набор репетиторов: педагог по русскому языку, математик, который занимается с ребенком алгеброй и геометрией, а также в рейтинге популярных специалистов — химики и физики, в зависимости от выбранного профиля и дальнейших целей … родителей. Причины, по которым мамы и папы обращаюсь за помощью к репетиторам, разные, разберем несколько из них:
По привычке. Эффект толпы. Репетиторство — болезнь социальная или психологическая. Раньше у родителей была привычка водить детей в музыкальные школы. «Мой ребенок учится в музыкальной школе по классу фортепиано», «А мой — по классу скрипки». Теперь родители привычно водят к репетиторам. И не задаются вопросом — а надо ли? Потому что другие водят. И всё!
По причине того, что модно иметь в семье престижного репетитора. Дополнительный педагог — тоже предмет гордости и разговора с другими родителями-знакомыми. Все равно, что меряться брендами — дух соревнования поглощает некоторых родителей и в вопросе образования собственных детей.
По причине отсутствия родительской опеки и внимания к ребенку. Логика проста: «Пусть хоть кто-нибудь чем-нибудь занимается с моим ребенком, пока я занят» или «Потому, что я не хочу/не умею заниматься своим ребенком». На лицо такой распространенный в наши дни феномен как родительская безответственность. Если у ребенка что-то не получается — виноват не от сам, потому что не объяснил или не уделил больше внимания — виноват всегда репетитор: деньги вложены, а результат нулевой.
По учительскому принуждению. Некоторые учителя незаметно подводят родителей к необходимости дополнительных занятий по их учебным предметам (вам не повезло, если учитель вашего ребенка такой же). Обычно разговоры начинаются издалека и с благими целями: помочь, дополнительно поработать, разобрать ошибки. Не является ли это преступлением со стороны учителя? Ответ для каждого свой.
По страсти к разнообразию. Причина, безусловно, из области психиатрии, однако встречается довольно часто. Почему некоторые мужчины и женщины изменяют своим супругам? Психиатры утверждают, что в большинстве случаев потому, что хотят разнообразия. С репетиторами — аналогично, ведь, репетиторы — это такие же школьные учителя. Просмотрите портфолио репетиторов или описание достижений репетиторов — ничего выдающегося! Вы уводите своего ребенка от одних учителей, чтобы после школьных уроков или в выходные приводить ребенка к другим. А если репетитор такой же, как и школьный учитель, то и результаты в обучении будут такими же. Репетиторская полигамность — не выход и редко приводит к высоким результатам. Если закрались мысли о репетиторстве или «учителе мечты» для ребенка, скорее всего, причина в первоначальном неверном выборе главного наставника для ребенка. Выход есть — меняйте школу, но не обрастайте репетиторами.
Безусловно, не бывает тренда без предпосылок. С развитием сети онлайн-помощников для репетиторов и всех желающих оказывать образовательные услуги, в качестве репетиторов все чаще выступают студенты, неопытные в обучении и воспитании — недоросли, которые еще сами не окончили вуз. Сегодня репетиторствуют все, кто хочет зарабатывать от 120 000 руб в месяц с и более. Немного элементарной математики: Например, репетиторствуя с двумя школьниками в будни и обучая по 3 человека в выходные (т.е. проводя 8 парных занятий в неделю) обычный репетитор, неперетруждающий себя и не имеющий особых успехов в области обучения, но смело заявляющий высокую стоимость (4 000 руб/45 мин), зарабатывает около четверти миллиона в месяц (8 000 руб х 8 занятий/нед х 4 нед/мес). Так достаются легкие деньги, которые доверчивые родители сами несут в руки неопытных и зачастую опасных для развития и становления детей педагогов.
Феномен репетиторства уже давно лично у меня вызывает несколько ярких аналогий: первая аналогия — с автомобилем, который хочется нагружать больше для перевозки большего груза, и вторая аналогия — со шкафом, в который хочется запихнуть больше одежды. В роли автомобиля и шкафа выступают наши дети, в которых непременно надо вместить как можно больше знаний. А надо ли нагружать автомобиль без усиления двигателя и обустройства кузова? Надо ли подпирать дверцу шкафа, которая уже не закрывается, если не увеличен объем шкафа или не сконструирована современная система хранения вещей?
Ко мне часто приходят родители и спрашивают: «Что нам делать, если нельзя водить к репетиторам, мы ведь стремимся к повышению качества знаний нашего ребенка». Отвечаю я всегда так: не стремитесь усовершенствовать учителей, меняя их как перчатки, не бросайтесь образовательными программами в поиске «самой лучшей» и «самой признанной». Чтобы ребенок смог усваивать школьные знания и формировать практические навыки в большем объеме в имеющихся условиях — не многим дано выбирать педагогов и уже тем более программы, по которым учатся дети — развивайте интеллектуальные способности ребенка. Тем более, что для этого есть доказавшая свою эффективность на практике образовательная технология развития интеллектуальных способностей школьников.
Технология прошла путь в 25 лет и доказала свою продуктивность не на одном выпуске. Интеллект — главная движущая сила ученика, он может не знать ответа на какой-то из вопросов школьной программы и под воздействием стрессовой ситуации или других факторов растеряться, однако именно дети с развитым интеллектом всегда знают, где найти ответ на вопрос, что им может помочь решить задачу, из каких областей знаний стоит применить технологию или методику, чтобы самому найти ответ, не «вспомнить» то, чего не знал, да еще и забыл, а именно «найти» путь решения и прийти самостоятельно к ответу.
Логику и основу самостоятельно поиска ответа репетиторы, к сожалению, не прививают. Не потому, что не умеют, мыслящий ребенок требует намного больше внимания и педагогического мастерства, — компетенции, которые у репетитора на счету по курсу 4 000 рублей за 45 дополнительных минут.