Многие владельцы бизнесов в России рассматривают возможность привлечения внешних инвесторов. Мотивы для поиска инвесторов могут быть самые разные: например, желание найти сильного партнера для дальнейшего развития компании, потребность в капитале с целью финансового оздоровления бизнеса, возможность монетизации своих предыдущих вложений и «выхода в деньги», компетенции, которые могут дать инвесторы (например, с точки зрения стратегии и корпоративного управления).
Однако, практика показывает, что лишь немногие предприниматели преуспевают в попытках привлечения инвестиций. Отчасти это связано с балансом спроса и предложения: профессиональных инвесторов мало, а желающих получить деньги очень много. Из каждых ста инвестиционных возможностей, которые рассматривает среднестатистический инвестиционный фонд, закрываются, в среднем, лишь от 1-3 сделок. Тем не менее немало компаний, которые все-таки находят своих инвесторов. По данным AK&M, лишь в первом полугодии 2017 г. на рынке M&A было совершено 247 сделок с участием российских компаний на общую сумму $21 млрд.
Для того чтобы повысить свои шансы на успешное привлечение инвестиций, собственникам бизнесов необходимо учитывать ряд факторов, которые инвесторы берут в расчет при принятии инвестиционного решения, среди которых можно отметить следующие.
Потенциал роста
Финансовые инвесторы вкладывают деньги с прицелом на будущее, их горизонт инвестиции составляет, как правило, от 3-5 лет. Наибольший интерес представляют компании в динамично развивающихся секторах, у которых есть масштабируемая бизнес-модель и потенциал существенного (желательно кратного) увеличения выручки в течение срока инвестиции. Почему таким компаниям, как Uber и Gett удалось привлечь сотни миллионов долларов капитала? Потому что они трансформируют многомиллиардный рынок такси, их продукт технологичен, при этом доступен и актуален для миллионов клиентов, они могут масштабироваться путем выхода в новые города. Пример бизнеса, у которого ограниченный потенциал роста – это сеть элитных салонов красоты. Ее целевая аудитория – это наиболее состоятельные клиенты, которых по определению ограниченное количество, преимущественно в Москве или Санкт-Петербурге, поэтому в таком бизнесе неизбежно наступит предел роста.
Если бизнес успешно работает в узком сегменте или занимает определенную нишу, это не значит, что его владельцу нужно отчаиваться с точки зрения поиска инвесторов. Но ему вместе с менеджментом важно тщательно продумать стратегию развития компании, определить и обосновать ключевые точки роста. В зависимости от конкретной компании, они могут включать в себя: развитие новых направлений бизнеса, переориентацию на более массовый сегмент, увеличение производственных мощностей, расширение географии присутствия, экспорт продукции за рубеж и т.д.
Возврат на вложенный капитал
Помимо наличия перспектив роста, важно, насколько качественный этот рост. Зачастую бывает, что в погоне за ростом компания забывает о возврате на капитал, вложенный в развитие. К примеру, в секторе ритейла, чтобы обеспечить быстрый рост, некоторые компании стараются открывать как можно больше новых магазинов. При этом срок окупаемости некоторых магазинов составляет от 7-10 лет (что соответствует доходности ~10-15%); часть магазинов не окупаются вообще. Большинство инвесторов ожидают заработать IRR (внутреннюю норму доходности) на свои инвестиции не менее 20-25%. Если же компания вкладывает свои деньги в проекты, показатели возврата на капитал (ROCE, ROI) которых ниже целевой доходности инвестора, то в долгосрочной перспективе компания будет лишь терять стоимость. Аналогичная история часто наблюдаются с интернет-компаниями: вроде бы они растут, как на дрожжах, трафик растет экспоненциально, а когда начинаешь анализировать unit economics (расчет прибыли или убытка в расчете на одну транзакцию), понимаешь, что фундаментально компания лишь теряет деньги. И чем больше будет ее масштаб, тем больше будут убытки.
Сильная команда менеджмента
Инвесторы очень внимательно относятся к качеству менеджмента, управляющего компанией, ведь именно ей предстоит реализовывать стратегию, благодаря которой инвестор сможет приумножить свои вложения. Часто у руля компании находится его мажоритарный владелец – основатель, который привык единолично принимать все ключевые операционные и стратегические решения. С одной стороны, хорошо, когда у компании есть яркий, харизматичный лидер. С другой стороны, компания становится слишком зависима от одного человека, и в долгосрочной перспективе это может стать препятствием для успешного развития. Бывает, что в определенный момент компании «перерастают» своих основателей, им необходимы профессиональные менеджеры, имеющие опыт управления крупными организациями. Компании, обладающие сильной линейкой топ-менеджмента, состоящей из высококлассных специалистов в своих функциональных направлениях, становятся более привлекательными с инвестиционной точки зрения.
Адекватная оценка
В последнее время распространены ситуации, когда владельцы пытаются привлечь инвесторов, и у них довольно интересный бизнес для инвестиций, но слишком завышенные ожидания по оценке. Они вспоминают докризисные времена, когда иностранные стратегические инвесторы оценивали их бизнес с двузначным мультипликатором, а вдобавок, имея рублевый бизнес, рассчитывают на аналогичную оценку в долларах, как была несколько лет назад. К сожалению, с тех пор многое изменилось: упали цены на нефть, произошла существенная девальвация российского рубля, российская экономика была в рецессии, ввиду геополитической ситуации в мире интерес со стороны иностранных инвесторов к России ограничен и т.д. По объективным причинам упала и справедливая оценка компаний. К примеру, в российском секторе производства напитков и продуктов питания, мультипликаторы EV/EBITDA до последнего кризиса доходили до 15х (а покупка Pepsi компании Wimm-Bill-Dann в 2011 г. происходила еще по более высокой оценке). В настоящее время даже ведущие компании в секторе оцениваются инвесторами по EV/EBITDA не более 7х. Это новая реальность («new normal»), в которой мы живем и которую собственникам бизнесов необходимо принять. При этом по-прежнему существует круг инвесторов, готовых инвестировать капитал, но большинство из них, оказавшись «обожженными» в нескольких кризисах, стали гораздо более чувствительны к оценке на этапе входа в инвестицию. Завышенные ожидания по цене просто-напросто отпугивают потенциальных инвесторов.
Выравнивание интересов между акционерами
Многие собственники стремятся найти инвесторов с целью монетизировать часть своей доли в компании и «выйти в деньги» («cash out»). Для инвесторов это может быть сигналом о том, что, раз владелец продает, значит он в действительности не настолько сильно верит в свой бизнес и его перспективы. Гораздо предпочтительнее с точки зрения инвесторов ситуация, при которой значительная часть денег направляется в развитие («cash in»). В таком случае и собственник, и инвестор находятся «в одной лодке», заработают на инвестиции вместе при последующем выходе, то есть происходит выравнивание их интересов. Выравниванию интересов также может способствовать акционерное соглашение (SHA), заключаемое с инвестором на начальном этапе инвестиции, описывающее права и обязанности сторон и порядок корпоративного управления компанией.
Уверенность в будущем выходе
Вкладывая в компанию, инвесторы уже заранее задумываются о возможностях и перспективах их дальнейшего выхода из инвестиции ориентировочно через 3-5 лет. Учитывая общую рыночную конъюнктуру, все сложнее рассчитывать на продажу компании иностранным инвесторам, а также проведение IPO. Практика последних лет показывает, что лишь единицы российских компаний (такие, как Лента, Детский Мир, Русснефть), стоимостью более $1 млрд, имеют шансы выйти на публичный рынок. В своих финансовых моделях инвесторы закладывают все более консервативные прогнозы по оценке компании на этапе выхода. Чем больше вероятных способов выхода (например, продажа крупным игрокам, консолидирующим рынок, выкуп доли инвестора самой компанией в будущем, гарантия минимальной доходности со стороны мажоритарного владельца), тем более привлекательной становится потенциальная инвестиция. Поставив себя на место инвесторов и заранее проанализировав, какие вопросы могут их волновать, собственники компаний могут сформировать более интересное инвестиционное предложение и с большей вероятностью успешно привлечь инвестиции.