К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Лучшее лекарство: что мешает развиваться онлайн-аптекам в России

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В России продажа лекарств через интернет до сих пор официально запрещена. Как развенчать три мифа о доставке медикаментов онлайн?

Последние несколько лет рынок российской интернет-торговли активно развивается. По данным АКИТ, только за первый квартал 2017 года он вырос на 14%, до 240 млрд рублей (по сравнению с аналогичным периодом 2016-го). Причем онлайн можно купить одежду, продукты питания, технику — все, кроме лекарств. И хотя практика торговли медикаментами успешно развивается за рубежом, в России дистанционная продажа препаратов до сих пор официально запрещена.

В октябре 2017 году в Правительстве РФ  планируют рассмотреть законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом». Однако даже после легализации торговли через интернет останутся ограничения для развитие онлайн-аптек.

Сейчас аптеки размещают на своих сайтах перечень товаров с ценами, а покупатель формирует свою корзину и забирает заказ в удобном пункте сети. Новый законопроект разрешит дистанционную продажу только аптекам с лицензией на фармацевтическую деятельность, с обученным персоналом и условиями для хранения лекарств, а доставка должна будет осуществляться только курьером с фармацевтическим образованием или же провизором. Документ ставит своей целью защитить покупателя от контрафакта. Реально ли это сделать при помощи предлагаемых мер?

 

Миф 1. Доставить лекарство может только человек с фармацевтическим образованием

Механизм заказа любого товара онлайн всегда один и тот же: вы выбираете товар на сайте, изучаете его свойства, оцениваете, подходит ли он вам, задаете вопросы по горячей линии, если что-то не понятно. Процесс покупки лекарственных препаратов аналогичен. Предварительно можно ознакомиться с инструкцией, связаться со специалистом аптеки по телефону, а затем — купить. Получается, что в консультации курьера нет никакого смысла. Это ограничение играет роль в случае с узкоспециализированными препаратами по назначению, но это всегда совместная работа аптеки и курьерской компании — прописывание алгоритмов и скриптов работы, обучение курьеров и т. д. Если это требование сохраняется, то аптеки, вероятнее всего, будут вынуждены нанимать фармацевтов как курьеров и в какой-то момент просто не смогут справиться с потоком входящих заявок.

 

Миф 2. Курьерская доставка будет способствовать увеличению процента контрафакта и кражи лекарств

По оценкам разных экспертов, в настоящий момент доля контрафактных лекарств в России составляет от 20% до 60% рынка, что немало само по себе. Для того чтобы начать торговлю лекарствами дистанционным способом, для начала нужно ввести ряд жестких мер, которые  помогут бороться с существующим контрафактом.  Среди них — блокировка нелегальных сайтов, крупные штрафы, приостановка деятельности юридических лиц до нескольких месяцев. В этом случае необходима единая база рецептов, которые выдают врачи, а также единый регистр препаратов, которые находятся в обороте. В противном случае границы получатся размытыми.

Безусловно, риск подмены или кражи остается, но есть ряд мер для контроля. Например, аптека может поставить условие доставки — вскрытие только после оплаты. Со своей стороны, клиент всегда может внимательно осмотреть упаковку и отказаться от покупки, если увидел следы порчи или вскрытия. В случае отказа, порчи, утраты заказа всегда 100%-ную ответственность несет оператор доставки, и здесь продавец защищен от финансовых потерь.

 

Миф 3. Курьерская служба не сможет обеспечить доставку препаратов со специальными условиями хранения

Если обратиться к зарубежному опыту, то, как правило, там предлагаются БАДы и препараты широкого спектра действия (различные назальные капли, лекарства от кашля, простуды, температуры). Если же онлайн-аптека продает товары, требующие специальных условий хранения, то, как правило, это отдельный проект с курьерской службой. Мы, например, для одного проекта выполняли доставку стволовых клеток и плазмы. Заказчик предоставлял нам собственные возвратные контейнеры, которые позволяли соблюдать температурный режим. Все курьеры, которые выполняли доставку, прошли инструктаж. Перевозчик также может самостоятельно или совместно с заказчиком купить термотару под проект. Хотя если человек идет в обычную аптеку сам, то он обязан обеспечить надлежащие условия для транспортировки лекарства (часто покупатели используют сумку и аккумулятор холода).

Сегодня очевидно, что онлайн-торговля лекарственными средствами — это удобная услуга, которая абсолютно точно будет востребована в России, причем не только у маломобильных категорий граждан, но и, например, у матерей с маленькими детьми или у тех, кого болезнь застала врасплох. Если мы не говорим о препаратах, требующих особых условий транспортировки, то перевозка аптечных средств ничем не отличается от перевозки одежды или игрушек. Чтобы наладить систему интернет-продажи лекарств, необходимо ограничить ассортимент продукции, которая продается онлайн, предусмотреть штрафные санкции для недобросовестных продавцов и меры контроля за онлайн-аптеками, ответственность перевозчика в каждом конкретном случае. Если этого не сделать, легализация продаж через интернет будет формальной и не принесет желаемого результата. Выиграть борьбу за покупателя смогут только крупные сети, а мелкие продавцы будут вынуждены закрыться, не выполнив всех требований нового законопроекта.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+