Владеть или управлять: как ведут себя собственники семейного бизнеса в России
Корни family office («семейных офисов») можно проследить до 6 века, когда стюарды стали распоряжаться королевской казной. В Средние века богатые купцы основывали частные банки, такие как Банк Медичи в Италии, чтобы управлять своим капиталом. Такие структуры постепенно трансформировались и начали приобретать современные очертания в XIX веке. Импульсом послужила индустриализация в США. Состоятельные семьи нанимали финансовых менеджеров и тем самым не только освобождали свое время для светской жизни, но и приумножали накопленное.
Если поначалу такие организации действовали исключительно в интересах только одной семьи, то некоторые из них впоследствии переориентировались на «внешних» клиентов. В 1838 году финансист и коллекционер произведений искусства Дж. П. Морган основал частный банкирский дом, который впоследствии стал одной из первых организаций, обслуживающих несколько известнейших семей одновременно. Генри Фиппс, сооснователь Carnegie Steel Company, после продажи своей доли в компании основал семейный офис Bessemer Trust. Он был назван в честь Генри Бессемера – изобретателя первого метода массового производства стали, ставшего залогом успеха компании. В 1974 году Bessemer Trust пригласил к сотрудничеству семьи со схожими взглядами на управление капиталом и начал обслуживать новых клиентов. Эта идея опередила время – бурный рост количества состоятельных семей в 1980-1990 годах обеспечил внимание к этому проекту. Сегодня Bessemer Trust отвечает за управление капиталом в размере более $100 млрд. Накопленный такими структурами опыт стал фундаментом для современных семейных офисов, которые сегодня работают как в интересах одной семьи (single family office), так и нескольких одновременно (multifamily office).
Как правило, их услуги становятся особенно востребованными тогда, когда размер капитала превышает возможности членов семьи системно и профессионально им управлять, но это далеко не единственная их функция. Около трети миллиардеров из индекса Bloomberg унаследовали свои капиталы, а в Европе из более чем ста крупнейших состояний — половина была передана по наследству. Немалую роль в этом сыграли семейные офисы. Они помогают структурировать активы и капиталы, планировать преемственность и в целом повышают прозрачность всех процессов, тем самым предотвращая возможные конфликты, связанные с капиталами, активами и финансовыми интересами всех членов семьи. Да и сама инвестиционная стратегия в отношении накопленных средств выстраивается по профилю риск-доходность так, чтобы это ни у кого не вызывало дискомфорта.
В России традиции управления и наследования семейных капиталов оборвались в 1917 году, а современные подходы к тому, как ими распоряжаться, пока еще только формируются. Можно, правда, отметить тот отрадный факт, что наиболее продвинутые российские семьи уже практически не отличаются от своих европейских или американских аналогов.
Не только консьерж-сервис
В мировой практике термин «семейный офис» трактуется довольно широко, и Россия — не исключение. Family office нередко воспринимают как персональный консьерж-сервис владельца капитала и его ближнего окружения, который выполняет секретарские поручения. Такое направление деятельности действительно есть, но на первое место все же выходят функции, требующие особых компетенций. Первоочередные и наиболее распространенные из них — это управление активами и инвестициями, финансовое и юридическое сопровождение, обеспечение соответствия различным нормативам и требованиям, а также планирование преемственности. Профессиональный Family office способен выступать в качестве консультанта по вопросам привлечения финансирования, слияний и поглощений, выкупа долей менеджмента, развития бизнеса и других стратегических вопросов в интересах владельца.
Family office формирует своего рода консолидированную семейную отчетность — единую картину мира, учитывающую все семейные бизнесы и активы. Это позволяет оценить эффективность различных видов деятельности и более эффективно управлять рисками, что в конечном счете повышает отдачу от инвестиций.
Еще один немаловажный компонент в мировой практике — это подготовка наследников, к которым перейдут бразды правления в семейном бизнесе. В России это пока не очень востребовано. По данным исследования Центра управления благосостоянием и филантропии бизнес-школы Сколково, более половины опрошенных – 55%, — считают, что российские крупные бизнесы не превратятся в семейные династии. В исследовании отмечен целый ряд причин, почему владельцы крупных капиталов и активов не планируют передавать их по наследству. Более того, у многих в принципе не проработаны планы в отношении преемственности. Очевидно, что этот вопрос только выходит на повестку дня, и со временем ситуация будет меняться. Но пока эта задача решается другими способами. К примеру, Андрей Гурьев назначил своего сына, Андрея Гурьева-младшего, генеральным директором «Фосагро» и передал ему контроль над торгующейся в Лондоне компанией. Сам же он занял пост заместителя председателя совета директоров и занялся стратегическими вопросами, чтобы обеспечить плавный переход полномочий. Такой подход тоже позволяет понять специфику и детали бизнеса будущему наследнику, но family office помогает ускорить эти процессы благодаря планомерной подготовке и поддержке экспертов в области финансов и управления.
Помимо этого, в ведении family office нередко находятся вопросы как стиля жизни, так и образования членов семьи. А если владелец капитала реализует благотворительные проекты, то и они оказываются в зоне ответственности. Еще одно направление деятельности, который становится все более актуальным в последнее время – это информационная безопасность. Владельцы капиталов и их ближнее окружение стремятся максимально защитить данные и обеспечить их конфиденциальность на фоне роста кибер-угроз, и эти функции тоже передаются под контроль семейных офисов. Соотношение этих задач зависит от особенностей конкретной структуры и интересов ее владельца. Это, в свою очередь, определяет требования к управляющим family office.
Кому доверить
Некоторые руководители неохотно рассматривают работу в Family office, ведь планы и ожидания главы семьи, а вместе с ними и характер задач всего семейного офиса в любой момент могут измениться. Поэтому крайне важна приверженность владельцев капитала целям создания такой структуры и ее стабильности. При идеальном сценарии все задачи и полномочия семейного офиса должны быть структурированы в специальном документе. К тому же, бенефициары семейных офисов зачастую считают, что работа в такой среде предполагает меньшее вознаграждение, чем в компаниях, и, например, привязывают его к размеру активов под управлением. Конечно, это сказывается на мотивации наиболее подходящих кандидатов.
Если раньше при подборе руководителя больше ориентировались на отдельные навыки и опыт, то сейчас подход стал более целостным. На фоне мирового финансового кризиса вырос спрос на опыт в области инвестиций, в том числе за рубежом. Интерес к разностороннему опыту особенно характерен для семейных офисов, владельцы которых смотрят в будущее, а не на отдельные точечные задачи. Если планы ориентированы на недалекую перспективу, то наоборот, чаще рассматривают экспертов в определенных областях – юридическом и налоговом планировании, управлении инвестиционным портфелем и т.д. Но как правило управляющие – это финансовые директора, обладающие долгосрочным инвестиционным видением.
Самый большой для family office вызов сегодня – это найти руководителя со схожими жизненными ориентирами, который будет восприниматься как новый член семьи и сможет поддерживать с ней тесные рабочие отношения. Это один из ключевых факторов успеха независимо от того, о каком регионе идет речь, будь то Россия, страны Азии или Латинской Америки. Такая задача вполне выполнима, но сначала владелец капитала и его ближнее окружение должны сами для себя определить, в чем именно выражаются эти ценности. И не просто передать вопросы управления активами семейному офису, но четко сформулировать задачи сохранения благосостояния для будущих поколений и принимать в этом участие на стратегическом уровне.