К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Из рук в руки: как запустить курьерскую службу доставки

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Большая конкуренция, «серые» игроки, низкая маржинальность и другие трудности бизнеса в сфере курьерских доставок.

Несколько раз в год ко мне за советом обращаются знакомые, которые собираются стать предпринимателями. И все хотят заниматься курьерской доставкой: специальных знаний не требуется, инвестиции на старте небольшие, а спрос на онлайн-покупки высокий. С этим, конечно, не поспоришь. Действительно, e-commerce в нашей стране растет очень быстро. Темпы развития могут снижаться, но рост все равно продолжается: даже, если покупательская способность временами заметно ухудшается, онлайн торговля продолжает набирать обороты за счет массового перехода пользователей из офлайна в онлайн. А ни один интернет-магазин, как известно, без доставки не обходится. Кто-то, конечно, доставляет товары сам, а не отдает на аутсорсинг, но подавляющее большинство ретейлеров все-таки предпочитают обращаться к внешним подрядчикам.

По поводу небольших стартовых расходов возразить особо нечего. Конечно, никакой дорогостоящей инфраструктуры не требуется. Только склад и складское оборудование, но их обычно берут в аренду. Еще автотранспорт – курьеры не всегда ходят пешком. Но и этот вопрос не обязательно решается покупкой. Обычно все берут на работу курьеров с личными автомобилями. А вот без чего никак не обойтись – так это без кассовых аппаратов. Для многих становится откровением, что согласно кассовой дисциплине, курьер должен выбивать чек в момент покупки, а не привозить его заранее.  Получается, сколько курьеров – столько и аппаратов. К тому же, согласно вступившим в действие с 1 июля новым правилам ФЗ-54, запасаться придется уже новой техникой, так называемыми онлайн-кассами, которые передают информацию в налоговую в момент покупки. Стоимость одной единицы – порядка 30 000 рублей. Умножьте эту сумму на количество курьеров и получите одну из статей стартовых расходов.

Помимо понятных вещей — офиса, сотрудников, связи, оплаты банковских услуг и рекламы — потратится придется еще и на ПО, без которого курьерская служба вообще не сможет работать. Многие думают, что курьерский бизнес – это про посылки. И это большая ошибка. Курьерский бизнес – это про IT, и не просто IT, а достаточно серьезные и сложные IT. Нужна программа, которая будет управлять складом, маршрутами, курьерами, колл-центром и т.д. Конечно, можно не покупать ПО, а написать самим, но не факт, что сэкономите.

 

В общем, на первый взгляд начать курьерский бизнес не так трудно. Но давайте смотреть шире. Доставка – один из самых высококонкурентных сервисных бизнесов. Интернет-магазинов, которые отгружают более 100 заказов в день, сегодня около тысячи. А курьерских служб чуть более двухсот. Плюс постоматы, пункты доставки, Почта России, сервис у которой в последнее время становится все лучше и лучше. Предложение существенно превышает спрос. К тому же компании нужны будут средства, за счет которых вы сможете долгое время держать низкий тариф и противостоять серому демпингу. Потому что на нашем рынке до сих пор огромное количество серых игроков, которые не платят налоги и могут позволить себе серьезно проседать по цене. А нормальные – белые компании – не могут, потому что основная расходная часть в сфере доставки – это зарплаты и налоги, и себестоимость услуг у них поэтому ощутимо выше.

На инвесторов рассчитывать тоже не стоит: они не очень любят бизнес-модели, завязанные на людей, и обычно предпочитают технологические конвейеры, которые исключают риски человеческого фактора. А в курьерской службе все завязано именно на людей. Мне иногда кажется, что найти толкового ответственного порядочного курьера тяжелее, чем топ-менеджера. Еще одна особенность работы в сфере доставки — низкая маржинальность. В этом бизнесе дельта между тарифом и себестоимостью стремится к нулю. Увеличиваете зазор – рискуете потерять клиентов. И, наконец, будьте готовы нести материальные риски перед клиентами. Посылки стоят намного дороже услуг доставки и курьерские службы расплачиваются за утрату товара и денег (курьеров иногда грабят), за плохую работу подрядчиков в регионах, которые не всегда вовремя возвращают деньги клиентам за выкупленные посылки, а иногда и вообще банкротятся, а значит, приходится отдавать их долги из собственного кармана и т.д.

 

Но есть и плюсы. Курьерский бизнес – это всегда простор для творчества и инноваций, как это ни удивительно. В отличие от западных моделей, где все предельно просто: авансовая оплата безналом – доставка – быстрый и простой возврат, у нас в России все по-другому. И расстояния другие, и люди другие, и методы ведения бизнеса не у всех одинаковые. Так что приходится все время что-то изобретать – примерку, частичный выкуп, страховку от возвратов и даже использование дронов. Мы,  например, недавно «изобретали» возможность заряжать мобильные кассы с зарядкой на 24 вольт в автомобилях, где зарядка на 12 вольт. Так что любителям творческого подхода точно есть где развернуться.

И наконец, сезонность. Даже если вы целый год перебивались от заказа к заказу, отбивались от конкурентов, уходили в минус и выплачивали долги нерадивых подрядчиков, к Новому году вы заработаете обязательно. Более того, возможно, ваша выручка в этот сезон превысит годовой оборот. А потом случится 23 Февраля и 8 Марта. Новый год и другие сезоны, а также киберпонедельники и всякие там черные пятницы – это гарантированный заработок. И порой даже очень приличный. И как показывает практика, при правильной организации курьерский бизнес выживает и без инвесторских денег.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+