Одной крови с Uber: смогут ли компания и ее основатель друг без друга
Сообщение о том, что Трэвис Каланик уходит в отставку, опубликованное The New York Times, вызвало бурную реакцию широкой аудитории. Но все сходятся в одном — Каланик и Uber одной крови. «Uber is TK and TK is Uber», — говорится в петиции, под которой подписались тысячи сотрудников компании, а она не заставила себя ждать — появилась уже на следующий день после отставки. Он заложил свою ДНК — игра на грани фола — в этот громкий стартап. И это работает: по всем характеристикам Uber был и остается похож на своего идеолога: противоречивость, способность превращать конкурентов и врагов в союзников, неприятности — в победы, а главное — скорость.
И вот пути Каланика и Uber расходятся. Могло ли быть иначе в преддверии IPO и к чему бы это привело? Ответ на этот вопрос мы уже не узнаем. Крупнейшие инвесторы компании тоже не захотели гадать. Те, кто покупает акции во время IPO, не готовы рисковать в отличие от венчурных фондов, сознательно принимающих на себя высокие риски, вкладываясь в проект на ранних стадиях. Большинство покупателей акций формируют активы в своих портфелях вдолгую, поэтому им нужно больше стабильности, меньше конфликтов и они голосуют за более «стерильный» бизнес.
По официальной версии, инвесторы заявили, что компания нуждается в смене руководства на фоне многочисленных скандалов вокруг Uber. По сообщению Bloomberg, они считают, что действия Каланика подвергли компанию юридическим рискам. Надо признать, что версия была вполне обоснована — ей предшествовала череда скандалов, весьма типичных и громких, которые попадают на обложки таблоидов и остаются в памяти надолго. Здесь были и харассмент в Индии, и смертельный исход в результате аварии с участием водителей Uber. Все истории частные и имеют спорное отношение к политике компании, но быстро тиражируются в медиа. Вся ситуация при этом очень похожа на спланированную заинтересованными инвесторами кампанию против фаундера.
Каланика вынудили уйти ровно за то же, за что до этого инвестировали в него миллиарды: его идеи, страсть, бизнес-агрессивность и эпатажность. Плюсы Каланика-основателя стали его «темной стороной» на посту менеджера. Как известно, скорость, которая важна для разгона, губительна на повороте. Основатель Uber не изменился. Он по-прежнему хочет менять мир, жаждет новых вызовов. Но сейчас это стало проблемой, потому что его действия и поступки сложно предсказать. Во главе с Калаником Uber переболел детскими болезнями и приобрел иммунитет к кризисам, скандалам и протестам. Каланик сделал свое дело, Каланик может уходить. Точнее, его руководящие функции размываются по классической схеме — ему оставляют номинальную должность президента и, таким образом, уводят от операционного менеджмента.
Претендентами на вакантную должность сейчас называются операционный директор Facebook Шерил Сандберг и бывший руководитель Disney — Том Стаггс, который, как сообщается, уже прошел собеседование. Несмотря на привлекательность позиции, уже очевидно, что поиск преемника — очень непростая задача для хедхантеров. Им предстоит решить сложное уравнение — найти человека с сильными операционными функциями, способного сохранить ДНК компании после ухода эмоционального лидера и противостоять внешнему и внутреннему давлению в преддверии IPO.
Когда-то «под давлением обстоятельств» вынужден был покинуть свой пост Стив Джобс (Apple), и для бизнеса наступил очень непростой период. Как мы все помним, основателя Apple в итоге пришлось вернуть в компанию. А после добровольного ухода от дел Олега Тинькова ни одна из его компаний уже не была успешна. Ключевая проблема в уходе основателя связана не столько с тем, что он покидает свой пост, сколько с кандидатурой нового CEO. Если на эту должность приходит человек, который сохраняет лучшие практики (с точки зрения ценностей и бизнес-моделей), то компания будет органически расти. Удачными можно назвать кейсы« Яндекса» и Mail.ru Group – в обеих компаниях не так давно сменился CEO, и при этом оба бывших руководителя готовились к этому заранее, остались в компании, продолжают оказывать влияние, поддерживать ее дух и, скажем так, ДНК.
В современных коммуникациях роль лидера на порядок выше, чем раньше. Например, Генри Форд общался в основном с советом директоров и топ-менеджментом, поэтому большая часть сотрудников понятия не имела, что мистер Форд думает и планирует. Сегодня такой подход просто невозможен. Идеи основателя доносятся до каждого сотрудника компании десятками методов из миллиона экранов. Поэтому его влияние превалирует над многими другими факторами. Зачастую люди, выбирая, в какой компании им работать, ориентируются не на размер заработной платы, а на перспективы компании, ее команду. То есть доверяют основателям бизнеса, верят, что те смогут реализовать свои идеи. Каланик как раз такой.
Сегодняшняя петиция сотрудников Uber показала, что он создал компанию-организм, к судьбе которой они чувствуют причастность, разделяя ценности и ответственность. «Да, Трэвис может ошибаться, как и все мы, — говорится в петиции, — но я уверен, что он сможет перерасти в лидера, который нужен сейчас Uber. Его страсть, видение и преданность Uber не имеют равных». По мнению сотрудников, Каланик критически важен для будущих успехов компании. Если вспомнить недавнюю Гарвардскую речь Марка Цукерберга, то она пронизана теми ценностями, которые он постоянно транслирует, доносит до своих сотрудников. Если Марк сегодня покинет Facebook, компания изменится, станет совершенно другой. Точно так же, как изменятся и люди, в ней работающие.
При этом важно помнить, что основатели, какие бы они ни были пассионарные, тоже люди. Они могут меняться, «перегорать», в конце концов. Поэтому то, что они создали бизнес, еще не означает, что они будут лучшими руководителями. Компания может просто «перерасти» своего основателя. Ведь то, что хорошо на старте, не всегда хорошо на следующих этапах. Не думаю, что в короткой перспективе бизнесу Uber из-за ухода ее основателя что-то всерьез угрожает. На сегодня Uber — это практически монопродуктовая компания. То есть ее бизнес-модель нацелена не на разработку новых продуктов или услуг, а на захват новых территорий, совершенствование имеющихся и внедрение улучшенных технологий. Однако сможет ли Uber без Каланика найти новые фундаментальные точки роста — другой вопрос.