Для многих региональных компаний проблема удаленности от центра принятия финансовых решений, в Москве, существенно осложняет работу по привлечению средств на развитие. Но это не значит, что у такого бизнеса нет шансов. Набор финансовых инструментов для бизнеса любого масштаба вполне стандартный, правда, от размера зависит приоритет в их использовании.
Микропредприятию нет смысла выпускать облигационный займ или устраивать IPO: себестоимость таких заимствований очень велика, а размер займа должен составлять не менее 1 млрд рублей, чтобы им заинтересовались потенциальные покупатели. Хотя в принципе никому не запрещено выпускать облигации и использовать инвестиционное кредитование — при желании средняя региональная компания может привлечь деньги именно таким образом.
Второй вариант для небольших предприятий — участие в государственных программах помощи малому и среднему бизнесу и банковское кредитование. Для средних компаний к уже перечисленным финансовым инструментам я бы добавил мезонинное кредитование инвестпроектов в производственной сфере. Это уже частично долговое акционерное финансирование, и такой вид кредитования можно получить в госбанках. Крепкими середнячками также могут заинтересоваться фонды прямых инвестиций. Сейчас не только за рубежом, но и в России много небольших частных объединений, которые ищут перспективные компании на начальной стадии роста. Многие собственники регионального бизнеса полагают, что слишком малы, чтобы вызвать к себе интерес, но на самом деле все зависит от того, насколько у вас уникальный продукт и сильная команда.
Будьте открытыми
Компании-заемщику очень важно быть максимально открытой для инвесторов. Многие региональные компании боятся этого, но поставьте себя на место потенциального кредитора: как в таком случае можно рассчитывать на его доверие? Легко ли принять решение о выдаче кредита, если нет понимания, что это за бизнес и насколько профессиональная команда работает в компании-заемщике?
Общайтесь с теми, кто принимает решения
В кризис еще больше усилилась централизация в принятии решений финансовыми институтами, полномочия филиалов региональных банков значительно сократились, центр принятия решений окончательно переместился в Москву, а решения о кредитовании принимаются на уровне головного офиса. К сожалению, во многих банках коммуникационные цепочки выстроены недостаточно эффективно, скорость прохождения информации очень низкая, и она, к тому же, часто просто теряется. И в этой ситуации сложнее всего среднему бизнесу: ты уже чересчур большой, чтобы банковский филиал мог самостоятельно выдать тебе кредит, но еще недостаточно крупный, чтобы тобой заинтересовался головной офис. Поэтому ключевая задача региональных заемщиков – это качественное донесение информации до сотрудников центрального подразделения банка о своем бизнесе, его финансовых показателях и структуре собственности, планах развития.
Влияет и субъективный фактор – вас не видят и поэтому плохо понимают. Надо не бояться выходить на топ-менеджеров банка, сообщать информацию лично тем, кто принимает решения. И дело не в том, что сотрудники регионального филиала банка менее важны. Человеку, который голосует за выделение финансирования вашей компании (будь то кредит или инвестиционная сделка), надо понимать, с кем банк будет работать, знать своего клиента в лицо. Конечно, это непросто. Если ваша компания находится на Дальнем Востоке, то из-за разницы часовых поясов даже просто созвониться с Москвой – уже сложная задача. В этом случае стоит рассматривать альтернативные способы связи, в том числе онлайн.
Сделайте работу с инвесторами регулярной
Специфика привлечения инвестиций для региональных компаний заключается в том, что они занимаются этой работой эпизодически. К сожалению, далеко не все умеют правильно общаться с госструктурами, отвечающими за реализацию программ поддержки малого и среднего бизнеса, и зачастую бизнес не получает льготного финансирования только потому, что их руководители неправильно подготовили документы. В небольших компаниях нередко собственник отдает вопросы привлечения финансирования на откуп бухгалтерии, но такая тактика не позволят добиться нужного результатов. Помните, что работа с инвесторами – это регулярный процесс. В команде должен быть отдельный специалист, а при росте бизнеса — и целый отдел, который будет взаимодействовать с финансовыми структурами и частными инвесторами. Получение кредита в банке или привлечение внешних инвестиций — это ежедневные коммуникации, постоянная работа, которая должна выполняться профессионалами и не прерываться, только в этом случае возможен ощутимый результат для бизнеса.