К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Люди без страха: как управлять поколением Y

Фото Robert Schlesinger / DPA / TASS
Фото Robert Schlesinger / DPA / TASS
Почему молодым людям нужна работа по душе, свобода и результат?

Как владелец компании, где работают относительно молодые сотрудники, а клиенты — весьма зрелые люди, могу сказать: вечная проблема «отцов и детей»  актуальна практически для всех российских компаний, в которые постепенно приходит работать молодое поколение. Почему же тем, кому слегка за 20, так сложно понять даже тех, кому за 35, не говоря уже о более старших коллегах? Есть целый ряд причин, и причины эти системны.

Мне 36 лет, и я отношу себя к более старшему поколению, с которым меня объединяет как минимум отношение к деньгам. Люди моего возраста и старше понимают, что такое совсем не иметь денег, когда можно взять только один пакет сахара в одни руки, когда целый год в школе ты носишь одну пару штанов. У меня до сих пор перед глазами сцена промозглой зимней Москвы 1991 года и очередь в продуктовый магазин, куда меня привела бабушка вместо школы, чтобы получить 2 банки тушенки, ведь давали только по одной в руки. У младшего поколения, как правило, таких проблем не было, и у них нет такого страха: если сейчас ты плохо работаешь, то у тебя не будет денег, чтобы купить элементарные вещи. Молодые от этого свободны. И в этом есть как плюсы, так и минусы. То есть они в целом изначально более счастливы, у них нет базового мотиватора страха, но при этом они могут быть менее эффективными в работе. Так называемый «предел сытости» значительно ниже.

Можно даже сказать, что молодые люди в принципе менее мотивированы на труд в нашем, «старшем» понимании. Мы воспринимаем работу как некую неизбежность, она может быть нелегкой и не совсем приятной, но при этом — приносить хороший доход. Работу, в каком-то смысле, нужно уметь терпеть — ведь начиная карьеру в середине 90-х, выбирать, как правило, нам было не из чего. Сейчас у молодых людей появились понятия «интересная работа», «работа по душе», «предназначение», «миссия», «смысл».  Недавно моя относительно молодая знакомая уволилась из крупной компании, где была директором по продажам, и сказала, что просто так ей организовывать конференции неинтересно, что это пустая и бессмысленная деятельность, а ей было бы интересно заниматься развитием людей на ценностном уровне, и она хотела бы работать в сфере образования. Я с трудом представляю себе 45-летнего человека, говорящего то же самое.

 

Этому можно найти объяснение: у молодого и старшего поколения абсолютно разные герои времени. Если героем поколения моих родителей был Стаханов, который упорно трудился под землей в шахте и давал один несколько норм за смену, а моим героем был Леня Голиков, пионер-герой, в 13 лет воевавший в партизанском отряде за Родину, то героем нынешнего поколения является Марк Цукерберг, который однажды утром проснулся миллиардером, или Ян Кум, создатель WhatsApp’a, парень, который не работал на металлургических комбинатах и просто спрограммировал гениальную систему. Это говорит о том, что в представлении молодых людей не нужно долго и упорно работать, нужно что-то быстро придумать, сделать и получить мгновенное признание.  Быстро, рывком и в дамки — вот новая формула. Посмотрите на истерию бега, захлестнувшую крупные города. Ядро беговой аудитории — публика до 35 лет. Главная ценность — быстрота. Они мгновенно обучаются всему новому и не терпят монотонности. В этом они также сильно отличаются от старшего поколения, для которых стабильность — основная из ценностей.

При этом у молодого поколения есть очевидное преимущество: они рождены с гаджетами в руках. Поэтому я не представляю, как 50-летний человек будет работать в области онлайн-рекламы, таргетинга и так далее. Он может знать эти термины, но для него это как иностранный язык, выученный в 45 лет: он никогда не будет родным, никогда не будет свободным. Поэтому есть области деятельности, которые уже по своей сути «зарезервированы» за молодым поколением, в то время как сферы, требующие регулярного упорного и тяжелого труда, «зарезервированы» для взрослых. Кроме того, у молодых гораздо меньше страхов перед началом собственного дела. С одной стороны, молодым людям в принципе свойственно рисковать, с другой стороны, открыть что-то свое в 1987 году было реально страшно и невозможно вообще. А вот открыть что-то свое в 2017 году — вполне позволительная роскошь.

 

Как же все-таки владельцу бизнеса управлять молодыми и активными сотрудниками?

1. Давать больше свободы. Например, в моей компании работает много молодых сотрудников, поэтому у нас официально свободный график, и мы практически не контролируем своих коллег: если человека не контролировать, он либо быстро расхолаживается, и мы его отправляем на свободу, либо он начинает контролировать себя, то есть мы отдаем бразды правления самому человеку в руки, не существует никаких сильных внешних ограничивающих факторов.

2. Доверять сложные и ответственные проекты. Это всегда хорошо работает: если человек справится, то он заслуживает повышения, а если нет, то он сам признает, что еще молод и было бы неплохо поучиться у старших коллег.

 

3. Платить за результат. Молодому поколению в принципе не интересен процесс,  поэтому у них большая часть вознаграждений должна обязательно приходиться на оплату по результату. И еще это избавит топ-менеджеров от соблазна контролировать работу пошагово.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+