К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зарплатные ожидания: почему соискатели и работодатели не понимают друг друга

Ajnj
Ajnj
Вопрос «сколько я буду получать?» волнует каждого. Как договориться с работодателем о зарлате?

Наверное 99,9% всех работающих жителей Земли интересует, какую они будут получать зарплату. Это вопрос задают на интервью или в переписке с потенциальным работодателем. В моей картине мира тема была раскрыта полностью, казалось, что она никому не интересна и все, в общем, понятно.

Недавно мы проводили опрос соискателей и работодателей, а его результаты один из читателей перепостил в закрытую HR-группу на Facebook. И там началось обсуждение: кто каким образом устанавливает заработную плату, как это обсуждают с соискателями, как видят сумму зарплаты соискатели. Стало понятно, что стоит об этом поговорить отдельно, разложив все по полочкам.

«Сколько, сколько, вы сказали, я буду получать»? Психология российского человека такова, что он мыслит суммой денег, которая ему будет приходить на зарплатную карточку или лежать в конверте. У большинства европейцев, например, совсем другая логика: там сам работник платит за себя все налоги, тогда как у нас налоговым агентом по уплате налога на доходы физических лиц и единого социального налога является работодатель, и эти суммы проходят «мимо» нас. А наш человек мыслит суммой «на руки», «чистыми», или net (netto). Это подтверждают многочисленнее исследования, наши в том числе. Так, по материалам последнего опроса HeadHunter, 82% соискателей указывают в резюме сумму «на руки». Доля таких соискателей чуть меньше в сфере бухгалтерии и HR, но только лишь потому, что там 13% НДФЛ (налог на доходы физических лиц) сидят глубоко на подкорке профессиональных знаний.

 

НДФЛ работодатель уплачивает с той суммы, которая прописана в трудовом договоре, и составляет зарплату до вычета подоходного налога или «грязными» (или gross). И именно этой суммой gross в основном мыслит работодатель, когда говорит с вами о заработной плате на собеседовании. Справедливости ради стоит отметить, что когда работодатели публикуют заработную плату в вакансиях, то примерно половина ставит «грязную», а примерно половина «чистую» сумму. И дело даже не только и не столько в «серых» зарплатах. Дело в том, что для разных типов вакансий один и тот же работодатель может использовать разную логику: для секретаря опубликует деньги в net (зачем ему забивать голову всякими сложностями), для бухгалтера, у которого НДФЛ на подкорке, опубликует зарплату в gross, а для менеджера по продажам – вообще широкий диапазон, где нижней границей будет оклад, а верхней границей – совокупный доход с бонусом по результатам продаж.

Кстати, про бонусы. Этот момент тоже подлежит предметному обсуждению с работодателем. Указать его в вакансии таким образом, чтобы с одной стороны — было честно, а с другой — привлекательно, не всегда возможно. Поэтому, при обсуждении заработной платы, всегда нужно спрашивать о структуре дохода: какая часть постоянная (то есть, оклад), а какая часть переменная (как и за что выплачивается, с какой периодичностью). Иногда бывает, что в компании по документам бонусы есть, но KPI для их получения невыполнимы. Тогда получается, что вас вроде и не обманули, но сумму, на которую вы рассчитывали при получении предложения о работе, вам не получить.

 

Кроме того, зарплаты на российском рынке труда очень разнятся: так, разрыв между нижней и верхней границами вилки зарплат в одном городе по одной должности может различаться иногда в 2-3 раза, и эта та данность, в которой мы живем. Что уж говорить про плюс-минус 10-15%, торг о которых всегда уместен при обсуждении заработной платы на собеседовании. Может, я кому-то открою секрет, но обычно у работодателя есть определенный бюджет на должность (это небольшая, но все же «вилка»). И когда на интервью приходит соискатель, работодатель его оценивает и обсуждает уже конкретную зарплату в рамках этой вилки: более опытному может предложить верхнюю границу диапазона, менее квалифицированному сотруднику, которого берут «на вырост» — нижнюю. Именно с этим часто связано то, что заработная плата в вакансиях не указывается в принципе – как раз закладывается люфт на торг.

Другой вопрос в том, что соискателя можно информировать заранее, в каком формате указана зарплата, чтобы снять вопрос еще до интервью. В любом случае, крайне важно проговорить при трудоустройстве, когда идет уже предметное обсуждение финансовой части предложения: о какой точной сумме идет речь –  net или gross. Есть простые формулы пересчета net=0.87 gross, gross = net/0.87. И второй важный момент – переменная часть: есть ли она, какая и отчего зависит. Иначе, может произойти неприятная ситуация: например, ваши зарплатные ожидания составляют 100 условных единиц. В вакансии опубликована зарплата тоже в 100 условных единиц. Но вы имели в виду 100 на руки и в виде оклада, а работодатель – 100 грязными и совокупный доход (70% оклада + 30% возможный бонус после испытательного срока и подведения итогов года). Если не проговорить эти детали «на берегу», разочарованы в результате будут обе стороны, хотя никто никого не обманул.

Конечно, не только деньги должны быть фактором смены места работы. Задачи, руководитель и коллектив тоже влияют на многое.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+