К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Невозможное возможно: импортозамещение в безнадежно отсталых отраслях

Фото Светланы Холявчук / ТАСС
Фото Светланы Холявчук / ТАСС
Победить конкуренцию в сегменте электроники российским производителям удастся при трех условиях и не без помощи государства.

В плане производства техники и электроники мы безнадежно отстали и от Европы, и от Азии. В России отрасль развита слабо, и попытки ее возродить практически не предпринимаются, а недавняя мода на импортозамещение и вовсе обострила проблему. Если в продуктовой сфере, легкой промышленности или крупном машиностроении существуют предприятия, которым достаточно лишь расширить товарную линейку, чтобы достичь уровня зарубежных конкурентов, то в электронике начинать нужно с нуля. Причины возникновения «слепого пятна» в экономике ясны: после падения железного занавеса стало очевидно, что большинство предприятий, до этого существовавших за государственный счет и выполнявших госпланы, оказались не готовы осваивать новые направления и попросту не выдержали конкуренции с зарубежными игроками, а потом выстрелил и китайский рынок. Что может реанимировать отрасль сегодня?

Необходимость господдержки

Экономическая целесообразность — вот, о чем задумываются производители в первую очередь. А потому многие производители электроники небезосновательно опасаются, что продукт невозможно будет реализовать. Как бы банально это не прозвучало, чтобы производитель видел смысл в развитии данного направления, нужна реальная поддержка государства. Я имею в виду установку высоких пошлин на ввоз готовой продукции. Сейчас товар стоимостью до 1000 евро и весом до 30 килограммов ввозится в Россию без уплаты налога, и именно это позволяет крупнейшим компаниям Aliexpress, Amazon, Ebay успешно работать на территории нашей страны. Из Азии каждый день завозятся миллионы товаров по ценам, с которыми российским производителям конкурировать просто невозможно. В таких условиях производство мелкой электроники и аксессуаров в России — крайне невыгодное дело.

 

При этом стоит отметить, что у нас все-таки остались производители, которые до сих пор пытаются поддерживать отрасль, но чаще всего их не интересует работа с конечным потребителем. Например, производителю объективов «Красногорский завод им. С.А. Зверева» это приносит незначительную долю в обороте, остальное обеспечивают стабильные госзаказы.

Культура восприятия

 

Процесс работы с отечественными производителями усложняет цена (которая прочно связана с политикой отсутствия пошлин) и пренебрежительное отношение компаний к своим клиентам. Важно выстроить корпоративную культуру, при которой магазины, крупные сети или небольшие ритейлеры, более охотно и уверенно шли на сделку с производителем. В этом плане стоит обратить внимание на практику в Китае, где за последние пять лет домашние бренды поднялись настолько, что без труда способны составить конкуренцию гигантам рынка электроники. Взять, к примеру, Xiaomi, которая производит практически все: от смартфонов и часов до системы «умный дом». Сыграв изначально на низкой цене, компания привлекла и продавцов, и покупателей. Когда лидеры рынка увлеклись высокими технологиями, поднимая планку цен, именно китайские компании быстро заняли нишу бюджетных товаров. Постепенно, доказав качество, Xiaomi выбралась на ведущие позиции, но не изменила системе — даже флагманские модели тех же смартфонов, в среднем, на 10- 20 тысяч рублей дешевле, чем Apple или Samsung. Соотношение цены и качества делает их успешными.

Знание потребностей покупателей

Если мы ставим цель закрепиться на рынке с собственным товаром, то необходимо непрерывно изучать потребности своей целевой аудитории. Важно контролировать статистику продаж, анализировать поведение пользователей сайта и следить за результатами работы всех каналов сбыта. Если что-то хорошо продается, можно предложить свой, отечественный аналог и, возможно, даже дешевле. При этом предложение от российских производителей должно быть ново и востребовано на рынке. В России принято ссылаться на недостаток потенциала для инноваций, кадров и патентов, но это не совсем так — чтобы запустить процесс, достаточно грамотных инвестиций, например, в технологические стартапы. С учетом этих условий в будущем мы сможем добиться замещения импортных товаров отечественными.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+