Безграничный успех: как построить международную карьеру
В некоторых функциях, компаниях и отраслях международную карьеру сделать проще
Недавно в разговоре с директором российского представительства одной из крупнейших международных фармацевтических компаний я спросила, в каких функциях у них работают россияне за рубежом. Ответ – R&D и финансы – еще раз подтвердил ту тенденцию, которую мы наблюдаем уже многие годы. Российские специалисты традиционно наиболее успешны в тех функциях, где ключом к успеху является качественное техническое образование.
Если вы уже определились с функцией, то следующим шагом стоит подумать о выборе отрасли. И здесь необходимо понимать, что некоторые отрасли более международные по характеру своей деятельности, чем другие. К примеру, шансы занять высокую позицию в FMCG компании за рубежом значительно выше, чем получить аналогичную должность в ретейле.
Далее идет выбор компании. Карьеру за рубежом можно построить как в международной компании, так и в российской с широким международным присутствием. Компаний второго типа не так много, но они позволяют более предсказуемо планировать профессиональный рост. Один из ярких примеров — Kaspersky Lab, где некоторое время назад россияне занимали позиции кластерных и функциональных директоров на ключевых рынках, например, в Европе.
Особое внимание необходимо обратить на то, как в компании выстроена система ротации талантов, в частности, назначений экспатов на позиции в штаб-квартире и зарубежных представительствах, в том числе руководящие (international assignments). Чтобы оценить политику компании в отношении международных назначений, будет полезно посмотреть (можно спросить напрямую у HR компании), сколько россиян работают вне России и на каких позициях. Есть не ярко, но выраженная тенденция успешных назначений экспатов на руководящие позиции в американских компаниях, в то время как европейцы до сих пор отдают предпочтение «национальностям штаб-квартиры».
MBA – бонус, но не гарантия
Важным дополнительным бонусом при построении международной карьеры продолжает оставаться получение степени MBA в одной из ведущих бизнес-школ мира. Тем не менее роль бизнес-образования не стоит переоценивать. Выпускники MBA действительно часто получают возможность работать за рубежом, в том числе и потому, что ряд компаний исторически приходят на кампусы и нанимают выпускников вне зависимости от бэкграунда. Однако в остальном они оказываются в жесткой карьерной конкуренции.
Какие навыки необходимо «прокачать»?
Если вы уже определились с функцией, отраслью и компанией, оценили преимущества MBA, то пришло время проанализировать, каких качеств не хватает российским менеджерам, чтобы построить успешную международную карьеру.
Управленческие навыки успешных российских менеджеров сформировались в период активного экономического роста. Однако «тучные годы» российской экономики остались позади. Директивные методы управления, исторически прижившиеся в России, не позволяют достичь высоких показателей в условиях нестабильной бизнес-среды, когда на первый план выходит управление эффективностью. Большинство компаний пересматривают модели управления и развивают адаптивные, матричные организационные структуры. Сегодня успешный руководитель должен быть нацелен на создание коллаборативной среды, иметь развитый эмоциональный интеллект, обладать навыками непрямого управления, уметь убеждать, а не указывать. Этих качеств чаще всего не хватает российским менеджерам и именно на них нужно обратить особое внимание, чтобы успешно работать за рубежом.
Еще один важный навык, которого зачастую недостает российским менеджерам, — это умение быстро и эффективно адаптироваться к иной культурной среде (cultural agility), быть убедительным при общении с очень разными людьми. И наконец — умение ясно, четко общаться на хорошем деловом английском языке с разной аудиторией – еще один навык, который трудно приобрести без надлежащей практики.
Шаг назад, два шага вперед
Если вы уже занимаете достаточно высокую позицию в компании в России и рассматриваете возможность работать за рубежом, то на первых этапах нужно быть готовыми к понижению позиции в оргструктуре и сокращению уровня чистого дохода за счет более высоких налогов и повышения стоимости жизни с учетом специфики конкретной страны.
Получить сразу все удается крайне редко. Международную карьеру необходимо планировать минимум на два шага вперед – учитывать не только то, что предлагают сейчас, но и какие возможности видятся для долгосрочного профессионального развития. Например, насколько важна та география, в которой вам предлагают работу; насколько ваши навыки релевантны для топ-позиций в данной компании; кто может быть спонсором вашей карьеры.
Важно учитывать принципиальное отличие в карьерном пути топ-менеджмента в России и за рубежом. В России гендиректорами зачастую становятся коммерческие директора, выросшие из менеджеров по продажам. При этом в западных компаниях генеральными менеджерами и СЕО становятся, чаще всего, маркетологи. Эти две функции «задают» разный тип мышления, подход к решению проблем, ориентированность на стратегию и управление людьми. В идеале стоит стремиться получить опыт в обеих функциях.
Компаниям, которые привлекают местных сотрудников для работы за рубежом, важно, чтобы рано или поздно они были готовы вернуться обратно, потому что свою страну они хорошо понимают и могут быть в ней гораздо более эффективными, чем международные управляющие. Поэтому идеальная ситуация в любой стране и в России в частности – это локальные управленцы на позиции страновых директоров, в подчинении у которых на втором и третьем уровне работают очень разные люди, включая экспатов.
Успех российских женщин: гибкость и высокая эффективность
Сегодня большинство глобальных компаний проводят политику гендерного и социокультурного разнообразия. В рамках этого тренда стало заметно, что российские женщины все чаще достигают серьезных карьерных высот. Например, Яна Михайлова, которая начала свой карьерный путь в компании Nestle порядка 20 лет назад и занимала руководящие позиции в представительствах компании в России, Беларуси, Украине и Молдове, а сегодня является директором Nestle в Адриатике. Ольга Лоскутова, также выросшая в Nestle от позиции маркетинг-менеджера до руководителя ключевых функциональных направлений компании в России, Беларуси, Польше и странах Балтии, сегодня работает в Праге и управляет крупным кластером компании SABMiller. Наталья Филиппосьянц, достигшая высоких позиций в PepsiCo в области маркетинга, сегодня пользуется безусловным авторитетом в штаб-квартире компании в США. Еще один яркий пример – Юлия Соловьева, которая построила успешную международную карьеру, но на определенном этапе приняла сознательное решение вернуться в Россию и сегодня возглавляет российское представительство компании Google, являясь одной из самых влиятельных деловых женщин в стране. Подобных примеров становится все больше. Отчасти успех российских женщин в международной карьере объясняется гибким управленческим стилем, нацеленностью на сотрудничество, вниманием к людям как к важному ресурсу в бизнесе, способностью быстро адаптироваться к работе в разных культурных средах. Они не только умело пользуются преимуществами политики гендерного разнообразия в бизнесе, но и являются действительно эффективными управленцами.