К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Великий манипулятор: как установить границы между рабочим и личным

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Руководителю важно наладить доверительные отношения с сотрудниками, но при этом не стать жертвой манипуляторов.

Мотивация и повышение лояльности персонала — постоянная забота любого руководителя. Многие пытаются делать ставку на эмоциональную связь с сотрудниками, но установить границу между рабочим и личным очень трудно. Не хочется казаться бесчувственным начальником, но и подробности личной жизни могут повлиять на объективную оценку их работы в будущем.

Хорошо, если у ваших работников в жизни все отлично. Это повышает им настроение и может позитивно повлиять на выполнение обязанностей, но гарантировать, что так будет дальше, не может никто. А совершенно ненужная и неполезная для руководителя информация может даже навредить: например, обернуться против него самого. Почему еще руководителю не стоит делать ставку на эмоциональную связь с сотрудниками?

Возможные манипуляции со стороны сотрудников

 

Любая дополнительная информация о личной жизни может стать поводом для манипуляций. Главная задача манипулятора — вызвать необходимые чувства и эмоции и, к сожалению, руководители постоянно сталкиваются с манипуляцией со стороны подчиненных. Как им противостоять? Во-первых, поймите, какие чувства вызывает у вас манипулятор. Во-вторых, с чем эти чувства связаны. И в-третьих, разоблачите манипулятора, объяснив, что он не достиг цели.

В моей практике был случай, когда руководитель отдела продаж одной компании каждый день жаловалась на сына-подростка, рассказывала, как ей трудно дается воспитание. Стала опаздывать на работу, уходить раньше все чаще. При этом компания потеряла постоянного клиента и вместе с ним хорошую прибыль. Когда руководитель вызвал ее и попросил объяснений, он услышал: «Вы же знаете, как мне сейчас трудно. Я вам об этом все время говорю».

 

Проработав ситуацию, руководитель осознал, что им манипулируют, играют на жалости. Выходом из положения стал честный разговор о непосредственных обязанностях сотрудницы, прописанных в трудовом договоре, с обязательным условием их четкого выполнения. Ей было предложено вернуться к выполнению своей работы или взять неоплачиваемый отпуск до тех пор, пока ситуация с сыном не изменится. Как только начальница отдела поняла, что манипуляция раскрыта, все изменилось, работа наладилась, дисциплина вернулась, разговоры и жалобы прекратились.

Втягивание руководителей в офисные интриги

Руководитель всегда должен не только видеть, но и создавать атмосферу в коллективе. В его силах создать неблагоприятный климат для любых сплетен и козней. Окружающие всегда чувствуют, будет ли начальник заинтересован в слухах и подобной сомнительной информации. Директор одной компании лишился молодого и перспективного сотрудника, недавно пришедшего в отдел. «Старожилы» отказывались с ним работать, распускали про него слухи по всему офису — боялись конкуренции и делали его жизнь на работе невыносимой. Руководителю же ситуация подавалась таким образом, что во всем виноват был новый сотрудник. Новенький уволился сам сразу после испытательного срока, руководитель бы очень расстроен, поскольку вместе с ним ушли хорошие идеи и проекты.

 

Решив все же разобраться в ситуации, руководитель поговорил с другими сотрудниками, наблюдавшими конфликт со стороны. Оказалось, что на самом деле вина полностью лежала на парочке «старожилов». Он счел такое поведение неприемлемым и уволил сотрудников. Более того, директор пошел дальше и вернул «новенького» на хорошую должность и достойную зарплату, которую, надо сказать, он полностью оправдал. Я всегда вспоминаю знаменитую испанскую пословицу: кто сплетничает с вами, тот будет сплетничать о вас. Следите за ситуацией в офисе, решайте только рабочие конфликты, стараясь не переводить их область личных отношений.

Некоторым сотрудникам «личное» может быть просто не нужно

Есть сотрудники, которые ценят личное одобрение и поощрение. Задача руководителя, четко отслеживать, кому оно нужно, а кого наоборот раздражает. Существуют целые департаменты, которые способны работать продуктивно, при этом не требуя никакого вмешательства извне. В этом случае я всегда привожу пример знакомого руководителя крупного ИТ-отдела. Он жалуется на излишне пристальное внимание к своей работе и к своему отделу. Ему нужна только четко поставленная задача и конкретные сроки. «Мы умеем работать самостоятельно. Дайте нам дело и не надо больше подходить и участливо спрашивать, как я себя чувствую, как у меня дела и что я делаю на выходные. Меня и моих сотрудников это ужасно отвлекает», — говорит он.

Размывание авторитета руководителя

Все откровенные разговоры, а тем более жалобы могут привести к более серьезной ситуации  — обесцениванию авторитета руководителя. Ведь если руководитель такой же человек, как и они, со своими слабостями и проблемами, о которых все знают, некоторые могут этим воспользоваться. Распоряжения и указания начальника начинают восприниматься через призму личных отношений: «да, у него просто плохое настроение», «в семье разлад, вот он и срывается», «зачем его слушать, он сейчас не в лучшей форме» и т.д. Как этого избежать? Всегда держаться в рамках профессиональных интересов. Если кто-то из сотрудников пытается перевести неприятные разговоры в плоскость личных отношений, строго это пресекать. Авторитет руководителя должен быть непререкаемым.

 

Совсем не имея личных отношений, конечно же, общаться  невозможно. Иногда сотрудникам тоже важно искреннее поощрение, которое может сработать, как отличная мотивация. Но все же не выстраивайте мотивацию только на чувствах. Профессионализм руководителя –—лучший пример для подчиненных.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+