К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

По России — с любовью: сможет ли Сочи стать второй Турцией

Фото ITAR-TASS / Sergei Fadeichev
Фото ITAR-TASS / Sergei Fadeichev
Понятия «все включено», «комфортно» и «недорого» в российской туротрасли плохо совместимы.

В России решено развивать систему «все включено», к этому призвал глава Ростуризма Олег Сафонов. Чиновник подчеркнул, что путешествие по родной стране должно стать «комфортным, удобным и недорогим».  Но понятия эти понятия в Российских реалиях практически не совместимы.

Формат «все включено» российские отели пытаются ввести давно, и туристы уже поняли, как эта система работает. К примеру, стоимость недельного тура в июне в Анапу с питанием «все включено» начинается от 50 000 рублей на двоих. Такой же недельный отдых в Турции в июне стоит от 28 000 рублей. Мало того что отпуск в России получится «недорогим», он еще будет и «комфортным». Дело в том, что система «все включено» в нашей стране имеет свои особенности. Например, некоторые отели называют так трехразовую систему питания, по рациону она напоминает столовую советских пансионатов с гречкой, пюре и небольшими порциями мяса. В других случаях «включено» далеко не все: например, алкоголь нужно покупать отдельно, либо его количество ограничивают. Так, в одном российском отеле для гостей выносили бочку с вином до обеда, а потом убирали подальше, чтобы туристы не перебрали лишнего. Ну а сколько унизительных запретов приходится вывешивать на дверях ресторанов, чтобы люди не таскали в номера и на пляж фрукты и другую еду.

Конечно, понять чиновника Ростуризма можно: беря за пример открытую и дружелюбную Турцию, хочется, чтобы все было как там, но только в России. И тогда наш турист вместо турецкого берега снова, как и в прошлом году, полетит в Анапу, Адлер или Крым. Сейчас, перед началом сезона, все пытаются предугадать поведение российских туристов и результаты раннего бронирования. Например, на майские праздники почти 30% всех проданных в России туров — в Турцию. Россия пока только на шестом месте по популярности (6%). Однако практика показывает, что Сочи и Крым бронируются в последний момент, поэтому ситуация может измениться.

 

Больше всех, конечно, нервничают российские отельеры, которые на фоне прошлогоднего бума уже начали поднимать цены — и поторопились. По данным Министерства культуры и туризма Турции, в 2015 году в стране побывали 3,7 млн россиян, а годом ранее — вообще 4,5 млн. В этом году Турция ожидает 5 млн туристов из России. Нельзя сказать, что такой турпоток в соседнюю страну очень сильно ударит по российским курортам, однако и роста по сравнению с прошлым годом мы тоже не заметим. Судите сами: по данным Российского союза туриндустрии, в 2016 году в Краснодарском крае отдыхали более 15 млн туристов, а в Крыму — около 6 млн. При этом наверняка не были учтены все «дикари», приезжающие на машинах, разбивающие палатки у моря или снимающие комнаты в убогих сараях, вместо того чтобы жить в нормальных отелях. Видимо, как раз таких туристов и хочет привлечь Олег Сафонов «комфортными, удобными и недорогими» местами в отелях с системой «все включено».

В нашей стране всегда будет оставаться значительная доля туристов, которые по тем или иным причинам отдыхают только в России. У одних нет возможности выезда за границу, другие делают это по патриотическим соображениям, третьи — просто не знают иностранных языков и опасаются оказаться в других странах беспомощными, как дети. Можно ли для них создать систему «все включено» по-турецки, как об этом мечтают в Ростуризме?

 

Концепция классических семейных турецких отелей предполагает, что на их территории туристам предлагается множество развлечений. И у отдыхающих редко появляется необходимость выходить в город. Поэтому деньги на отдыхе можно потратить на экскурсии, вечеринки (хотя в отелях они часто бывают бесплатными) или на обратном пути в магазине duty free. В России все иначе: тут все говорят по-русски и предлагают всевозможные развлечения — от шашлыков и сигвеев до тематических детских парков, где на аттракционах за день можно спустить половину бюджета, отложенного на поездку. И это не говоря о ресторанах, цены в которых приближаются к европейскому уровню, а вот обслуживание пока не дотягивает.

Впрочем, и в России есть места, где сервис достигает мирового уровня: это отели крупных сетей, которые открылись к Олимпиаде в Сочи. Комфорт здесь, правда, стоит дорого, за него придется заплатить, причем гораздо больше, чем в Турции. Например, в июне тур в четырехзвездочный Radisson в Сочи на неделю начинается от 106 000 рублей на двоих, причем без питания, а до галечного пляжа придется идти 300 метров.

Что мешает нам сделать все так же, как в Турции? Вроде и климат субтропический, и отдыхающие те же… В чем проблема? На самом деле их много, и турки решали их десятилетиями. Например, надо наладить бесперебойную поставку продуктов на кухни отелей. Турция — это аграрная страна, и проблемы нехватки качественных овощей и фруктов там не возникает. Кроме того, невозможно с выгодой организовать систему «все включено» в отеле с небольшим количеством номеров, а в России таких большинство. Первым примером реализации турецкой концепции на российских берегах может стать «Сочи Парк Отель», который взял под свое управление туроператор «Библио-Глобус». Номерной фонд насчитывает почти 3000 номеров. При этом туроператор обещает сервис мирового уровня при конкурентных ценах. Можно будет на примере этого отеля судить о возможности организации системы «все включено» в России. Посмотрим, насколько будут готовы поставщики из Краснодарского края обслуживать потребности туристов.

 

Наша туристическая отрасль сейчас стоит на распутье: развиваться в сторону Турции, то есть строить огромные отели и развлекать туристов только на их территории или, наоборот, не делать ничего подобного. Ведь есть страны, где турецкая концепция организации отдыха просто не работает, например Таиланд. Никому и в голову не придет открывать там отели с системой «все включено»: людям она будет неинтересна, они все равно захотят прогуляться по побережью, поесть в местных кафешках и посмотреть на огненное шоу. То же самое относится и к Европе, хотя на некоторых европейских курортах систему «все включено» можно найти.

К сожалению, прошлый год показал, что отсутствие недорогого турецкого сервиса — это далеко не главная сложность. Мы столкнулись с проблемой развития. Строительство инфраструктуры в Сочи перед Олимпиадой дало очень мощный толчок для развития курорта. При этом в прошлом году было очевидно, что в разгар сезона она не справляется с растущим потоком туристов. На пляжах и набережной Сочи было не протолкнуться. «Ласточки» в Красную поляну были забиты, несмотря на высокую стоимость проезда. Вдобавок мелкий бизнес задирал цены на все, что только можно, лишь бы заработать на туристах. В Крыму дела обстоят гораздо хуже: там серьезные проблемы с инфраструктурой, поскольку с советских времен практически ничего не модернизировалось. При сравнении можно увидеть, насколько уровень обслуживания в Крыму отстает от сервиса в Сочи. У нас было множество отрицательных отзывов об отдыхе в России. Больше всего, конечно, люди жалуются на Крым. Привыкнув отдыхать в Египте и Турции, наши туристы уже совсем забыли про советский сервис. И многие не ожидали, что получат его в Крыму по полной программе. Меньше всего негативных отзывов о Красной Поляне — этот зимний курорт оказался ближе всего к европейским стандартам.

И если мы видим, что многие, побывав в Крыму, не готовы снова проводить свой летний отпуск на полуострове, то в случае с Красной Поляной все наоборот: сюда едут несколько раз за зимний сезон. Сейчас мы наблюдаем интересную тенденцию: летом и зимой на российские курорты приезжают разные категории граждан. Летом большинство отдыхающих составляют те, кто не ездит за границу по тем или иным причинам, а вот зимой в Сочи прилетают состоятельные россияне, которые видели и Альпы, и Пиренеи. В целом они довольны российским сервисом.

Со временем на пляжах Крыма и Краснодарского края будет становиться все больше семей представителей невыездных профессий, ведь с недавнего времени к ним прибавились еще и полицейские. В то же время зимой на склонах мы будем видеть людей, которые могут себе позволить прилететь на выходные из Москвы, чтобы три дня подышать горным воздухом и покататься на великолепных трассах. Ну а большинство тех туристов, у которых есть возможность вылететь за границу, летом снова отправятся в Турцию, Грецию и на Кипр.

Сейчас нужно сосредоточиться на дальнейшем развитии инфраструктуры, пока рубль относительно стабилен. Россиян можно привлечь на родные берега прежде всего качественным сервисом. Помогут также дополнительные льготы для бизнеса и положительный имидж курортов, когда туристы, возвращаясь с отдыха, будут делиться только хорошими впечатлениями. И тогда российским отельерам и чиновникам не нужно будет гадать, какое направление выберут россияне для летнего отпуска.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+