К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пока не поздно: пять ошибок, которые могут погубить вашу карьеру

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Какие симптомы карьерных «болезней» стоит учитывать, чтобы добиться успеха?

Как руководитель центра карьерного консультирования выпускников «Сколково», я видел много людей, чья карьера либо системно пошла не так, либо наткнулась на тактические сложности. Я заметил, что некоторые кейсы повторяются, пусть и в разной упаковке, и насчитал пять карьерных «болезней». Без должного внимания они могут становиться смертельными.

Флюгерная карьера

Бессистемная смена отраслей и должностей, при которых предыдущий опыт обесценивается и не используется.

 

Кейс: 30-летний выпускник бизнес-школы становится вице-президентом строительной компании. Предыдущего опыта в строительстве у молодого человека не было, но высокая должность манила, а человеческие отношения с собственником установились хорошие. Первые два года оказались успешными — дела в компании были так запущенны, что удалось достичь несколько «быстрых побед»: выявить воровство подчиненных, оптимизировать систему закупок. Эти недочеты можно было выявить на уровне общей логики и наблюдательности. Дальше стали возникать типично строительные проблемы, например неполадки в системе управления проектами или недочеты в качестве работ. К этому моменту работа в новой отрасли утратила свою новизну, а задачи стали усложняться, требуя специальных отраслевых знаний. В итоге — конфликт с собственником и возвращение в Москву. Следующее место работы — IT-стартап. Одного года в стартапе ему хватило, чтобы понять, что в цифровом мире он не разбирается, кроме аренды офиса и найма секретаря бизнесу ничем помочь не может, и инвесторы предпочли с ним расстаться. В итоге с таким резюме — без отраслевых или функциональных компетенций — компании больше не желают его нанимать — «специалист общего профиля» мало кому нужен.

 Неправильный драйвер

 

Сотрудник работает на не самой значимой для отрасли специальности, но при этом стремится к позиции генерального директора именно в этой сфере.

Кейс:  36-летний директор по маркетингу в промышленной компании, переживает, что несмотря на очевидные успехи, ему мало платят и отказываются повышать зарплату. Его компания торгует промышленным оборудованием, и маркетинг носит исследовательский характер —  просчитать глубину рынка, помочь установить корректные цены. Функция маркетинга здесь вспомогательная и всегда проигрывает коммерческому отделу в споре «кто приносит деньги». Давайте подумаем — из какой функции выходят будущие генеральные директора в таких компаниях, как Coca-Сola, например? Из продаж, иногда из финансов, но почти никогда из производства или логистики. Соответственно, выходцы из этих отделов лишены шансов занять пост более высокий, чем директор фабрики. Мы с нашим героем обнаружили, что функция маркетинга не является в промышленной компании ключевой, а их генеральный директор «пророс» именно из продаж. В России очень немного высокооплачиваемых представителей экспертной карьеры, и почти все они работают во внешнем консалтинге. Соответственно, чтобы увеличить свои доходы в промышленной компании, моему собеседнику предстоит поменять бизнес-функцию — перейти в продажи, что откроет в данной отрасли перед ним более широкие перспективы, либо перейти в консалтинговую компанию.

Ловушка маленькой и неизвестной компании

 

Один из самых любимых моих пунктов, традиционно вызывающий бурную реакцию среди собственников малого-среднего бизнеса. Тем не менее для наемного руководителя работа в неизвестных рынку компаниях серьезно дисконтирует его стоимость на рынке труда.

Кейс: Тезис про неизвестные компании я сформулировал после встречи с профессиональной и энергичной женщиной — финансовым директором. Не зная, где она работает, я бы оценил ее как хорошего кандидата для многих крупных компаний, а потом я увидел ее резюме. К 40 годам она работала только в очень небольших и абсолютно неизвестных региональных компаниях. Каждый раз она занималась оперативным тушением пожаров, строила процессы, внедряла регулярное управление. Последняя из компаний в  резюме даже имела внушительные размеры бизнеса с выручкой более 30 млрд рублей, но даже мне, хедхантеру с широким кругозором, была совершенно неизвестна. Что уж говорить о сотрудниках из отдела персонала, которые увидят ее резюме на сайте Headhunter. Это не значит, что надо всегда работать в крупном бизнесе. В резюме профессионала обязательно должен быть такой опыт — он будет символизировать устойчивую школу и будет некоторым знаком качества подготовки, но лучше всего такой опыт получить на стартовом этапе карьеры, до 30 лет.

 Деструктивные паттерны

Незаметные на первый взгляд, но повторяющиеся действия, которые губительно влияют на карьеру. Например, постоянные конфликты с руководством или нежелание жертвовать свободным временем ради карьеры в тех компаниях, для которых это общепринято.

Кейс:  Мой амбициозный собеседник хочет стать директором по продажам в крупной международной компании. Первый вопрос: почему к 38 годам он не занял эту должность, а все еще ходит в вечных заместителях. В его резюме много известных, «брендовых» компаний, и в каждой мой собеседник не поднимался выше регионального менеджера по продажам. Он рассказывает, что результата в продажах он каждый раз достигал, обещанную выручку компании давал. На мой вопрос, он рассказал пять разных конкретных причин, но все они складываются в одну — он постоянно проигрывает политическую борьбу. Он то отказывался поехать за границу учиться за счет компании (только что родился ребенок), то переехать в регион с повышением, то резко поговорил с руководителем.

 

Понятно, что руководителями делают не всегда самых результативных — большое значение имеет способность строить позитивные отношения с начальством, а также быть в нужный момент в нужном месте, поэтому карьера моего собеседника в крупных корпорациях каждый раз прерывалась на взлете. Глядя на него, я смог дать один совет: поставить себе задачу стать директором по продажам в компании среднего размера, где игры имеют меньшее значение, а непосредственные успехи в продажах — большее.

Чужой путь

Попытка создать свой бизнес, не имея предпринимательского таланта, либо сделать наемную карьеру, будучи независимым бизнесменом в душе.

Зрелым топ-менеджерам, перешагнувшим 40-й рубеж кажется, что раз у них есть стартовый капитал и хорошие управленческие навыки, то и мир собственного бизнеса будет им по плечу. Но эта последовательность не так уж линейна. Оказалось, что у большинства успешных бизнесменов есть одна общая черта — с самого молодого возраста, зачастую со школы и уж точно с университета они пытались открыть какие-то бизнесы. Пусть это было интернет-кафе или шиномонтаж — эти попытки были, причем неоднократные. Предприниматель просто не может сидеть на месте, а к успешному бизнесу его привела далеко не первая попытка, часто он начинал, еще работая по найму. Если мысль о собственном бизнесе посещает человека в 45 лет впервые, после десятилетий спокойной корпоративной работы, — это зачастую индикатор того, что в предпринимательстве его ждет разочарование. Конечно, встречаются и исключения, но именно исключения. В конечном счете предпринимательство — это точно не гарантированный билет к свободе и большим деньгам, это, скорее, лотерея. И многим топам стоит спокойно сконцентрироваться на текущей работе, завести хобби для отвлечения, но не пускаться в рискованный мир своего дела, не имея для этого предпринимательских задатков.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+