Предпринимательством я занялся восемь лет назад, когда открыл промо-агентство Postfirm в Петербурге. К сожалению, бизнес не удалось развить и после первого неудачного опыта запустил еще несколько проектов — от онлайн-сервиса для ночных клубов до IT-интегратора и аутсорсингового колл-центра. Работа с разными сегментами позволила накопить знания о ведение бизнеса в целом и запомнить ошибки, которых лучше не допускать.
Ошибка: Изучать спрос после старта
Цена ошибки: 500 000 рублей
Рекламное агентство полного цикла мы открыли в 2014 году, вложив в проект полмиллиона рублей. Работа подразумевала широкий спектр услуг, поэтому мы сфокусировались на разработке самого продукта вместо того, чтобы искать клиентов и планировать график продаж. За четыре месяца работы мы перебрали множество услуг (от создания видеороликов для рекламы до продажи канцелярских товаров), но так и не нашли свою нишу с относительно низким уровнем конкуренции и хорошей маржинальностью. Когда инвестиции иссякли, бизнес пришлось закрыть.
Вывод: Для начала изучите, кто ваши клиенты и за что они готовы платить. После незамедлительно начинайте продавать. Помните, что в крайнем случае реализацию можно передавать на аутсорс, параллельно совершенствуя продукт или услугу.
Ошибка: Плодить расходы без необходимости
Цена ошибки: 235 000 рублей
В эйфории от первых успехов молодой предприниматель иногда может не заметить, как начинает плодить статьи расходов далеко не первой необходимости. С начала работы рекламного агентства мы тоже так поступили, решив, что нам нужен просторный офис с современной мебелью, где мы посадим секретаря и поставим шоколадный фонтан. Мы согласились на высокую аренду, вложились в ремонт, начали набирать персонал. К сожалению, среди нас не было финансиста, который бы подсказал, что строить компанию параллельно с наймом сотрудников чревато кассовыми разрывами, когда прибыли еще нет, а расходы уже внушительные. К моменту первых продаж мы успели несколько раз заплатить за аренду и зарплату сотрудникам, и, разумеется, были в минусе.
Вывод: Важно спланировать расходы на старте бизнеса и исключить неоправданные траты. А пока у вас нет клиентов, или вы не проводите с ними встречи, можно поработать дома или в кафе.
Ошибка: Экономить на мотивации топ-менеджмента и отдела продаж
Цена ошибки: 2,6 млн рублей упущенной выгоды вследствие снижения мотивации менеджеров
Создавая сетку вознаграждений для продажников и их руководителей в первый год работы одного из наших проектов, мы не могли учесть, какими будут расходы спустя несколько лет, а, значит, и то, сможем ли платить те же самые комиссионные с продаж. За три года работы колл-центра его структура разрасталась, появились новые отделы, что снизило маржинальность бизнеса. У нас был выбор: повысить стоимость оказываемых услуг или изменить систему мотивации за счет увеличения плана продаж и небольшого изменения вознаграждений. Мы выбрали второй путь, однако даже незначительное изменение в системе мотивации повлекли за собой катастрофические последствия — за полгода продажи компании упали на 46%, пока мы просто не заменили руководителя отдела, готового работать на новых условиях.
Вывод: Если сотрудник не справляется, не пытайтесь повысить его эффективность за счет снижения вознаграждения, это лишь демотивирует его. В таком случае стоит заняться поиском нового человека в команду.