Геймификация — один из простых и доступных способов повысить работоспособность сотрудников, привлечь клиентов, изменить привычную бизнес-среду. На первый взгляд различий между обыкновенной игрой и геймификацией практически нет: есть правила входа в процесс, система очков, турнирная таблица и награды. Но в отличие от игры, ход которой жестко ограничен временем и условиями, геймификация свободна от специальных требований и ориентирована на продолжительность от двух до трех месяцев. И, разумеется, от геймификации мы ждем выполнения поставленных задач. Поэтому так важно четко сформулировать цели внедрения игровых элементов в бизнес-среду.
Этот запрос является самым актуальным в корпоративной среде. Геймификация выступает как инструмент мотивационной программы для стимулирования продаж. Чтобы игровой процесс принес желаемые результаты, следует обращать внимание на следующие моменты. Во-первых, система материальных поощрений не должна быть скудной и непрозрачной. Во-вторых, штрафы за малейшие нарушения и строгий регламент также может тормозить процесс. В-третьих, необходимо помнить, что игра «по приказу» невозможна, сотрудников нужно заинтересовывать, побуждать, но не заставлять. Например, мне помог опыт игры в NeedForSpeed и Formula-1, после знакомства с правилами которых, я убедилась на примере собственной компании – даже за два «мертвых» месяца можно повысить объем продаж в несколько раз. Сотрудники не только соревновались между собой за получение приза (новый MacBookAir), но и были объединены общей идей – сделать совместно необходимый минимум.
Данное направление особенно популярно для тех кампаний, где нужна быстрая адаптация новичков, наблюдается высокий уровень текучки персонала или же постоянно пополняется линейка новых продуктов (требует регулярной переаттестации). Однако такие геймификационные проекты довольно сложно перенести в конкретную бизнес-выгоду. Для того, чтобы геймификация принесла успех, необходимо учитывать психологию и ключевые мотиваторы каждого сотрудника.
Сегодня бизнесу нужны проактивные люди, готовые к генерации идей, креативности и высокому уровню личной ответственности, а также способные заменить трех-четырех сотрудников. Как правило, такие люди уже работают на себя или же крепко связанны партнерскими отношениями с другими компаниями. Что делать? Брать людей с высоким потенциалом, обеспечить здоровую среду в коллективе и дать им возможность роста. Геймификация здесь служит отличным инструментом для создания и развития бизнеса, в основе которого лежат уважение, партнерство, инициатива и развитие.
Геймификация является одним из эффективных методов привлечения клиентов и повышения лояльности. Впрочем, и здесь есть свои нюансы. 99% маркетологов скажут вам, что они большие эксперты в решении подобного рода задач, так как любые интерактивные акции воспринимаются ими как элементы игры (например, сбор фишек на сети АЗС с дальнейшим розыгрышем призов). Однако в таких проектах зачастую отсутствует игровой мир, а механика слишком примитивна. Иными словами, при разработке подобных проектов велик риск уйти в стандартную акцию.
Кроме того, придумать концепцию и игровой механизм для клиентов гораздо сложнее, чем для внутреннего пользователя, поэтому данная технология приносит результаты только там, где высока частота потребления. Если вы продаете комбайны с частотой покупки раз в 5 лет, никакие инновационные программы лояльности с использованием игровых элементов не помогут.
Запрос направлен на привлечение пользователей ИТ-сервисов и их удержание на ресурсе. Специфика заключается в знании психологии интернет-пользователя и требований к вовлечению в цифровой среде. Что касается event-направления, то привнесение игровых элементов в конференции, форумы – одновременно простая и сложная задача. Сложность проявляется в поиске баланса между скучно и очень сложно, сохранив при этом фокус на целях геймификации. Правильным решением будет протестировать свой прототип несколько раз.