К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Школа миллиардера: страхи начинающего предпринимателя

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Основатель проекта Level One о том, почему предпринимателю не нужно придумывать несуществующие препятствия

Прежде, чем запустить собственный бизнес, я прочитала десятки «историй успеха». Все они учили тому, что будут кризисы, преодоление себя, и только тот, кто работает на износ и верит в успех, получит все. Поэтому запускать бизнес было очень страшно. Предрассудки, которые я сама для себя выдумала, тормозили и мешали. Думаю, у начинающих предпринимателей их набор во многом совпадает. Сравним?

Стартап надо запускать обязательно с партнером

Во-первых, потому что он будет дополнять меня: понимать и вкладываться не меньше меня, но иметь другие компетенции. Во-вторых, потому что неизбежно будут взлеты и падения — и если меня накроет осознание безнадежности происходящего, то партнер обязательно окажется в противофазе и добавит стабильности проекту. В моем случае выяснилось, что все необходимые компетенции вполне возможно найти среди сотрудников. Больше всего меня беспокоила разработка и маркетинг — и то, и другое взяли на себя люди, компетенции которых, как ни странно, смогла оценить даже я, без бэкграунда в этих сферах. У нас часто спрашивают, как мы можем определять профессионализм лекторов, если сами не являемся профессионалами в искусстве, физике или истории. На самом деле отличить крутого специалиста от среднего может человек с любым бэкграундом — по уровню рассуждений, по постановке задачи.

 

Все стартаперы друг друга знают

Пока я переживала по поводу партнера, я хаотично искала, где же его можно взять. У меня было впечатление, что можно походить на стартап-конференции или почитать статьи о наиболее успешных молодых компаниях — и ты уже будешь знать сотню-другую людей, которые формируют рынок. Чем дальше, тем более понятным становится, с каким огромным количеством выдающихся и достигающих чего-то людей не знаком никто. И до тех пор, пока они не начали активно заниматься своим продвижением, я про них не узнаю. Например, большинство компаний, которые попали в Школу миллиардера Forbes, были мне неизвестны, хотя они всего-то работают в других областях.

 

Не смогу совмещать работу и семью

До того, как я запустила свой бизнес, у меня почти не было знакомых-предпринимателей. А из статей о стартапах складывалось впечатление, что круглосуточная работа – обязательное условие успеха. Оказалось, что в бизнесе небольшого масштаба, как у нас, не очень сложно совмещать несколько позиций. Продажи, бухгалтерия, поиск лекторов, корпоративные заказы были долгое время на мне, но каждую из этих ролей можно было выполнять на приемлемом для нашего размера уровне без значительных временных затрат. В итоге – мой брак не распался, а наоборот – муж поддерживает и помогает, а с родителями и братом теперь даже больше поводов видеться – они любят приходить на наши лекции.

Мужчине на моем месте было бы проще

 

Мы работаем на рынке образования, где традиционно высокая доля женщин. Изначально мне казалось, что вот мужчине-то, да еще бы и постарше, да еще бы и с гуманитарным образованием и соответствующим опытом работы было бы несравненно легче договариваться с лекторами, образовательными площадками и потенциальными партнерами. Теперь мне кажется, что от всех этих факторов зависит довольно мало. В конечном счете, важно только то, насколько у нас получается найти взаимовыгодные условия для сотрудничества. И если лектор понимает, что другие не смогут ему предложить аудиторию сопоставимого размера и аналогичные гонорары, то становится не так важно, договаривается он с мужчиной или женщиной.

Сложно найти сотрудников в маленькую компанию

Я закончила Высшую Школу Экономики и привыкла к тому, что всем обязательно нужно попасть только в известную компанию. Я не очень могла представить, кто будет готов пойти работать в стартап, который не только не предлагает опционов, но и не собирается привлекать внешнее финансирование или покорять немедленно зарубежные рынки. Решающей в конечном счете оказалась бизнес-модель. Довольно быстро наш бизнес превратился в success story и стал заметен на общем фоне повсеместно некоммерческого образования. Благодаря этому получилось привлечь сотрудников из Яндекса, известных дизайн-студий и крупных образовательных проектов, а главное — есть впечатление, что наш размер не является помехой для найма хороших специалистов.

Я не смогу качественно ставить задачи в тех областях, в которых не разбираюсь

На стадии запуска проекта меня больше всего пугало взаимодействие с разработчиками. У меня изначально было детальное понимание функционала сайта. Но я была уверена, что без знания полумифического языка, на котором говорят разработчики, у меня не получится донести свое видение. В реальности все оказалось, конечно, гораздо проще. Разработчики говорили примерно на том же языке здравого смысла, что и обычные люди. Техзадания на пару десятков страниц с описанием того, как должен работать сайт, оказалось достаточно, чтобы за пару месяцев реализовать достаточно широкий функционал. Самое удивительное, что похожие истории повторялись в любой области, с которой я до этого не сталкивалась — от пиара до дизайна.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+